ПОЛТАВСКАЯ ЕПАРХИЯ
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Полтавская и Миргородская епархия Украинской Православной Церкви.
Епархиальное управление: Украина, 36024, г. Полтава, ул. Розы Люксембург, 62-а
Телефон: (10 380 53-22) 7-90-88
Официальный сайт: http://www.pravoslavie.poltava.ua/
В составе Переяславской и Киевской кафедр
Вскоре после утверждения Православия на Руси земли современной Полтавщины вошли в состав русского государства, и находились в составе Переяславской епархии, которая просуществовала до второй половины XIII века. После ее упразднения эта территория была, вероятно, под непосредственным управлением Киевских владык до возобновления на рубеже XVII - XVIII веков Переяславской кафедры, куда она снова отошла.
В 1775 году часть Полтавских земель также вошла во вновь созданную Славянскую епархию, объединившую всю обширную Новороссию присоединенную незадолго до этого к Российской империи. Кафедра новой епархии, переименованной в 1786 году в Екатеринославскую, расположилась до 1797 года в Полтаве, в Крестовоздвиженском монастыре.
Согласно Высочайшему повелению от 16 октября 1799 года о приведении в соответствие епархиальных и губернских границ, Переяславская кафедра снова обретает самостоятельность под именем Малороссийской и Переяславской и занимает территорию созданной в 1796 году Малороссийской губернии в состав которой входит и вся Полтавщина.
Полтавская епархия в Синодальный период
Однако, вскоре губренское устройство вновь сменилось, и уже 4 или 17 декабря 1803 года указом Святейшого Синода Малороссийская епархия была преобразована Полтавскую. При этом резиденция иерархов новой Полтавской епархии, наследуя Малороссийской, еще долго оставалась в городе Переяславль, на пригородной даче Андруши, по причине отсутствия в Полтаве подходящего помещения для епархиального управления. Только в 1847 году центр епархии был перенесен в Полтаву.
Для помощи в управлении епархией в 1884 году было открыто Прилукское викариатство, чьи архиереи пребывали при Полтавском Крестовоздвиженском монастыре - былой резиденции Екатеринославских епископов.
В 1863 - 1919 годах епархия имела свой печатный орган -- журнал " Полтавские епархиальные ведомости ". В разное время в территорию Полтавской епархии входили, кроме современной Полтавской области, также Переяславский, Золотоношский, Прилукский и Роменский уезды (сейчас -- Киевская, Черкасская, Сумская и Черниговская области). С 1890 по 1918 год действовало Полтавское епархиальное братство имени святого преподобномученика Макария оказывавшее помощь церковно-приходским школам. Благодаря активной деятельности правящего архиерея Иоанна (Смирнова) и ряда известных полтавских ученых, при епархиальном управлении по указу Святейшего Синода в 1906 году был создан Полтавский археологический комитет и Полтавское древлехранилище - уникальный музей редкой церковной старины, где сохранялось и Пересопницкое Евангелие, который действовал до 1919 года.
Революционное лихолетье, гонения, война
С установлением советской власти церковное имущество, включая священные предметы, было разграблено или отобрано по постановлениям органов власти. Тогда же были переданы в государственные музеи и сокровища Полтавского древлехранилища. После закрытия в 1923 году Полтавского Крестовоздвиженского монастыря бесследно исчезли нетленные останки архиепископа Амвросия (Серебренникова) , а также Афанасия (Вольховского) , епископа Могилевского.
После октябрьских событий 1917 года храмы и монастыри на Полтавщине начали масово закрываться; в 1937 году весь правящий епархиальный епископат вместе с духовенством был репрессирован, приходы ликвидированы. В 1939 году, по смерти временно управляющего епархией владыки Митрофана (Русинова) , кафедра в Полтаве практически пресекалсь.
В период немецко-фашистской оккупации, в 1942 - 1943 годах, Полтавская епархия на некоторое время возобновила свою деятельность, часть церквей было открыто. Правящий архиерей носил титул "Полтавский и Лубенский". Протоиерей Владимир Биневский возглавлял епархию до того как был назначен архиерей - епископ Вениамин (Новицкий) .
В послевоенном СССР
В послевоенные годы Полтавская епархия пострадала так же, как и вся Церковь. Количество действующих приходов сократилось от 346 в 1945 году до 52 в 1970 , священнослужителей - от 376 до 65. Показатели 1970-х годов остались приблизительно неизменными до поворотного 1988 года.
Современный этап
С падением атеистического режима в Полтавской епархии, как и во всей Церкви, быстро пошел процесс восстановления церковной жизни, возвращения людей к вере и воссоздания храмов.
Ныне епархия объединяет приходы и монастыри на территории восточной части Полтавской области которая включает в себя Великобагачанский, Гадячский, Диканьский, Зеньковский, Карловский, Кобелякский, Котелевский, Машевский, Миргородский, Новосанжарский, Полтавский, Решетиловский, Чутовский и Шишацкий районы, а также город Комсомольск. Кафедральный город - Полтава. Кафедральный собор - Макариевский (Полтава).
Изменения названия
Полтавская и Лубенская 1942 - 1943
Полтавская и Кременчугская 1944 -14.XI. 2007
Полтавская и Миргородская с 14.XI. 2007
Статистика
1912 - 2606899 человек православного вероисповедования, 1250 храмов, 7 монастырей (3 муж., 4 жен.) с почти 500 монахами и монашками и со столькими же послушниками и послушницами, четыре духовных училища (в Полтаве, Лубнах, Переяславе и Ромнах), духовная семинария и женское епархиальное училище в Полтаве, почти при каждой церкви была церковно-приходская школа или школа грамоты в которых обучалось свыше 54000 учеников и учениц. В 17 соборах, 1124 парафияльных храмах, 29 приписных, 22 домовых и 40 кладбищенских церквях несли послушание 51 протоиерей, 1262 священника и 1386 псаломщиков .
1912 - церквей - 1256, часовен - 31; монастырей - 8 (3 муж., 5 жен.); духовная семинария - 1, духовных училища - 4, епархиальное женское училище - 1, церковная школа - 1051; библиотек при церквях - 1241 .
1945 - 346 церквей, 376 священнослужителей (из них 5 монахов) .
1948 - 340 церквей, 325 священнослужителей (уровень сохранявшийся до 1961) .
1970 - 52 церкви, 65 священнослужителей .
нач. 1988 - почти так же как в 1970 , незначительно больше духовенства .
ок. 2004 - 358 приходов; 231 священнослужитель (214 священников, 17 диаконов) .
Архипастыри
Парфений (Левицкий) (1920 - 1921) в/у, архиеп. б. Тульский (на покое)
1921-1923 - вдовство кафедры
1939-1942 - практически пресеклась
Симон (Ивановский) (1945 - 1947)
Алипий (Хотовицкий) (15 июня 1958 - 14 августа 1961, 14 ноября 1961 - 30 марта 1964) в первый раз - в/у, Кременчугский
Викарные епархии
Прилукская (недейств.)
Лубенская (недейств.)
Приятинская (недейств.)
Кобелякская (недейств.)
Роменская (недейств.)
Переяславская (недейств.)
Хорольская (недейств.)
Епархиальные отделы
по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и ИТУ
Монастыри
Монастырь в честь Воздвижения Креста Господня в г. Полтава (женский)
Учебные заведения
Полтавское миссионерское духовное училище
Православные объединения и организации
Православное братство «Союз православных верующих в честь Горбаневской иконы Божией Матери», Полтава
Православное молодежное братство в честь Козельщанской иконы Божией Матери, пгт. Опошня Зеньковского района
Епархиальное братство имени святого преподобномученика Макария (1890 - 1918)
Церковные СМИ
« Полтавские епархиальные ведомости » (1863 - 1919), ныне « Вiдомостi Полтавськоi эпархii » (с января 2002)
«Благовест», Православное молодежное братство в честь Козельщанской иконы Божией Матери
«Слава Богу за все», Карловское благочиние
«Преображение», Полтавский Спасский храм
«Ладанка», Троицкая община с. Тахтаулова
Литература
Коломенский, Г., Сборник необходимых сведений о каждом приходе и адрес-календарь духовенства Полтавской епархии: ч. 1 , Полтава, 1890, 309 с.
Справочная клировая книга по Полтавской епархии на 1912 г. , Полтава, 1912, , XCII, 303 с.
Павловский, И. Ф., Полтавцы: Иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители: Опыт краткого биографического словаря Полтавской губернии с половины XVIII в. , Полтава, 1914, XVI, 294 с., 182 л. портр.
Использованные материалы
Статья Справочника РПЦ 2000-2004:
http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=125
Исторический очерк на официальном сайте епархии:
http://pravoslavie.poltava.ua/ru/0/1136543104/view.php
http://mospat.ru/index.php?chp=_eparchies&cid=101
http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-poltava.html
Или до 1799 года - см. http://pravoslavie.poltava.ua/ru/0/1136543104/view.php
Дата по Ю. Толстому, 121; . По Дурново Н. Н. - 4.XII. 1803 . См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_866
Дата по историческому очерку на официальном сайте епархии http://pravoslavie.poltava.ua/ru/0/1136543104/view.php. По http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_866 - до 1928 .
По данным клировой книги Полтавской епархии. Цит. по историческому очерку на официальном сайте епархии http://pravoslavie.poltava.ua/ru/0/1136543104/view.php
Http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_866
По историческому очерку на официальном сайте епархии http://pravoslavie.poltava.ua/ru/0/1136543104/view.php
По историческому очерку на официальном сайте епархии http://pravoslavie.poltava.ua/ru/0/1136543104/view.php
По историческому очерку на официальном сайте епархии http://pravoslavie.poltava.ua/ru/0/1136543104/view.php
По историческому очерку на официальном сайте епархии http://pravoslavie.poltava.ua/ru/0/1136543104/view.php
По историческому очерку на официальном сайте епархии http://pravoslavie.poltava.ua/ru/0/1136543104/view.php
По статье _Справочника РПЦ 2000-2004_, http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=125
Так по http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-poltava.html. По другим данным - с 15 января. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_866
Так по http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-poltava.html. По другим данным - с 29 июня. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_866
В связи с длительным заболеванием архиеп. Иоанна
Так по ММЛ "РПИ" (762), по http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-poltava.html. По http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_866 - до 21 февраля.
Так по http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_866. Епископ Иоанн (Снычев) ("Состав Российской... иерархии на 1971 год"), http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-poltava.html - указывают его правящим архиереемв в оба раза.
В статье _Справочника РПЦ 2000-2004_ - ошибочно указано до 7 октября 2001. См. http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=125. По http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_866 - в первый раз до 12 сентября 1979.
Так по http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-poltava.html. По http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_866 - до 19 апреля 1985.
Так по http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-poltava.html. По http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_866 - до 15 мая 1992.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент
Православная энциклопедия Древо. 2012
Полтавская епархия
После ликвидации полкового строя на Левобережной Украине с начала 1782 года территория современной Полтавщины входила в состав наместничеств Киевского и Черниговского и Новороссийской губернии, а после расформирования последней, с 1783 года в Екатеринославское наместничество.
С 1775 года церкви и монастыри основной территории Полтавщины относились к Славянско-Херсонской (Славяно-Херсонской) епархии с местопребыванием епископов в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.
Первым архиепископом Славянским и Херсонским был уроженец греческого острова Корфу, выдающийся церковный деятель, ученый-энциклопедист и первый педагог эпохи Греческого Возрождения Евгений Булгарис (в миру Елевферий, 1716-1806 гг.), который прибыл в Полтаву в 1776 году.
В 1779 году архиепископ Евгений ушел на покой, а по его рекомендации архиепископом Славянским и Херсонским был назначен тоже грек по происхождению и тоже уроженец о. Корфу Никифор Феотоки (в миру Николай, 1731-1800 гг.) выдающийся церковный деятель, ученый и второй выдающийся педагог эпохи Греческого Возрождения.
С 1786 года архиепископом Славянским и Херсонским был Амвросий Серебренников. В том же году епархия была переименована в Екатеринославо-Херсонскую, но до 1798 года архиерейская кафедра была в Полтаве. С 1793 года ее возглавлял архиепископ Гавриил Бонулеско (Бодони).
В 1796 году наместничества на Левобережье были упразднены, а вместо них создана Малороссийская губерния с центром в г. Чернигове. В ее состав вошли районы, которые составили впоследствии Черниговскую и Полтавскую губернии.
В 1799 году была создана Малороссийско-Переяславская епархия с центром в Переяславе, которой подчинялись церкви и монастыри Малороссийской губернии. Правящий архиерей начал носить титул Малороссийский и Переяславский.
Указом сената от 27 марта 1802 года Малороссийская губерния была ликвидирована, а вместо нее созданы две Полтавская и Черниговская губернии. Вскоре, указом Синода от 17 декабря 1803 года Малороссийско-Переяславская епархия была реорганизована и переименована в Полтавско-Переясловскую, однако резиденция иерархов осталась в г. Переяславль, на пригородной даче Андруши, из-за отсутствия в Полтаве подходящего помещения для епархиального управления.
В 1847 году центр епархии (местопребывание архиепископов) переносится в Полтаву, и епархия уже называется Полтавской.
Для помощи в управлении епархиею в 1884 году было открыто викариатство. Все викарные епископы имели титул «Прилуцкий», кафедра находилась при Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. При епархиальном архиерее действовала Полтавская духовная консистория коллегиальная организация, которая выполняла церковноадминистративную и судебную функции; она была высшим епархиальным органом управления Православной Церкви. Консистория была ликвидирована в 1919 году согласно с постановлением Всероссийского Церковного Собора о реорганизации консисторий в Епархиальные Советы.
С 1863 года епархия имела свой печатный орган журнал «Полтавские епархиальные ведомости». Кроме официальной части, в состав его входила также и неофициальная, где публиковалось много статей по истории епархии, монастырей, церквей, церковно-приходских школ, биографические очерки о выдающихся церковнослужителей и т.п. После установления советской власти журнал был закрыт.
По данным клировой книги Полтавской епархии на 1912 год в епархии было:
- храмов 1250;
- монастырей 7 (3 мужских и 4 женских);
- районных духовных училищ 4 (в Полтаве, Лубнах, Переяславе и Ромнах);
- духовная семинария 1 (в Полтаве);
- женское епархиальное училище 1 (в Полтаве).
В то время при каждой церкви была церковно-приходская школа или школа грамоты. С 1890 по 1918 год действовало Полтавское Епархиальное Братство имени святого Макария. Братство оказывало материальную помощь церковно-приходским школам (ремонт, приобретение литературы, помощь бедным ученикам), способствовало открытию новых школ, курсов по подготовке учителей грамоты и т.п. Руководство курсами осуществлялось Советом, которую до начала ХХ века возглавлял ректор Полтавской Духовной семинарии протоиерей И. Х. Пичета.
Благодаря активной деятельности правящего архиерея Иоанна Смирнова и ряда известных полтавских ученых при Епархиальном управлении, по указу Синода, был создан Полтавский археологический комитет (1906 г.) и Полтавское древлехранилище (уникальный музей редкой церковной старины, где сохранялось и Пересопницкое Евангелие). Музей действовал до 1919 года.
С установлением советской власти церковное имущество (даже священные предметы), которые сберегались в монастырях и храмах, было разграблено, отобрано по постановлениям органов власти. Тогда же были переданы в государственные музеи сокровища Полтавского древлехранилища; после закрытия в 1923 году Полтавского Крестовоздвиженского монастыря бесследно исчезли и нетленные останки архиепископа Амвросия (Серебренникова), а также Афанасия, епископа Старорусского, впоследствии Могилевского, уроженца Полтавы, выпускника Киево-Могилянской академии, который с 1798 года пребывал на покое в Лубенском Мгарском монастыре и умер в 1801 г. в Полтаве.
После Октябрьской революции 1917 года храмы и монастыри начали закрываться, а в 1937 г. весь правящий епархиальный епископат вместе с духовенством был репрессирован, а храмы закрыты. В период немецко-фашистской оккупации (1941-1943 гг.) часть церквей была открыта. Возобновила свою деятельность и Полтавская епархия. Возглавил ее протоиерей Владимир Биневский, а потом епископ Вениамин (Новицкий) (1942-1943 гг.).
В городах и райцентрах при храмах работают воскресные школы. Для всех желающих организовываются паломничества по святым местам.
В 1997 году в г. Комсомольске создано Духовное училище (ныне Полтавская Миссионерская Духовная Семинария), которое имело 2 отделения: богословско-пастырское, регентов-псаломщиков, а также заочный сектор. Студенты издают свою газету «Глаголъ временъ» , материалы которой пишут преподаватели и учащиеся училища.
С января 2002 года в Полтаве издается ежемесячник «Ведомости Полтавской епархии». Редакцией еженедельника также издано «Последование богослужений святой Четыредесятницы» просветительское пособие для нужд епархии. С сентября 1998 года в г. Кременчуге издается 16-страничная ежемесячная газета «Кременчуг Православный» . Учредитель газеты Полтавская Миссионерская Духовная Семинария , редактор Сергей Яблуновский. Карловское благочиние издаёт газету «Слава Богу за все»; редактор прот. Виталий Ковалевский. Свято-Троицкая община г. Кременчуга издает детский православный журнал «Незабудка».
В силу политических причин и ряда событий XX-XXI веков на территории современной Украины действует сразу несколько православных юрисдикций. Оттого, описывая церковную жизнь в конкретной епархии, необходимо уточнять, с позиций какой церковной партии она представляется. В данной статье речь пойдет об одной из старейших кафедр православной Руси, коей, несомненно, является Полтавская епархия. Представляться она будет в основном в лице Московской патриархии, как в силу преимущественного канонического положения этой организации в православном мире, так и в силу лидирующих позиций в области.
Небезызвестный 1054 год, кроме того, что знаменует собой великий раскол христианской церкви, также интересен тем, что является точкой отсчета для жизни Полтавской епархии. Называлась она, правда, в то время Переяславской, и первым ее правящим архиереем был епископ Николай. Спустя немногим более двухсот лет после основания, самостоятельное церковное правление на Полтавщине было упразднено, а церковные структуры перешли непосредственно под омофор Случилось это в 1279 году.
Решение о восстановлении деятельности Переяславской епархии было принято только в 1700 году. Но и тогда ее статус был ограничен правами викариатства в рамках Киевской митрополии. Затем ее положение неоднократно менялось, то переходя на самостоятельное управление, то разделяясь территориально между окрестными церковными центрами. В конце концов, в 1799 году, по указу императора Павла, викариатство получило статус самостоятельного правления с наименованием «Малороссийская и Переяславская». Однако уже в 1802 году, в связи с ликвидацией Малороссийской губернии, система церковного правления на Полтавщине изменилась: Полтава стала главным кафедральным центром (первоначально только номинально из-за отсутствия необходимой материальной базы для устроения административного аппарата), а Переяславль стал вторым епархиальным центром. Официальное наименование «Полтавская и Переяславская» за епархией закрепилось в 1847 году. В таком виде она существовала до 1937 года.
За свою историю Полтавская епархия имела в своем составе два викариантства. Первое из них - Прилукское - было образовано в 1884 году и просуществовало до самого расформирования епархии в 30-х годах XX века. Второе, называемое Лубенским, функционировало лишь в течение восьми лет с 1920 по 1928 год.
Когда на территории установилась советская власть, жизнь епархии стала постепенно затухать. Массово закрывались церкви и ликвидировались монастыри. В 1937 году правящего архиерея вместе с подчиненным ему викарием и всем духовенством епархии подвергли репрессиям. После этого временное управление кафедрой взял на себя епископ Митрофан (Русинов), который, однако, вскоре скончался. По факту, в 1939 году Полтавская епархия была полностью уничтожена.
Возрождение церковной жизни пришлось на период Великой Отечественной войны, когда в условиях немецкой оккупации был открыт ряд храмов и налажена некоторая В 1944 году кафедра стала называться Полтавской и Кременчугской. В таком виде она существует и по сей день в рамках Киевского патриархата. Что касается Московских церковных структур, то с 2007 года епархия была переименована в Полтавскую и Миргородскую в связи с выделением в самостоятельный центр Кременчугской кафедры.
В рамках юрисдикции Киевской митрополии Московской патриархии Полтавская кафедра занимает важное стратегическое и политическое положение, что обусловлено ее исторической значимостью, масштабностью и географическим положением внутри государства.
В ее ведении находится духовная семинария с миссионерским уклоном, а предстоятель носит титул митрополита. На сегодняшний день им является высокопреосвященный Филипп (Осадченко). Полтавская епархия в его юрисдикции владеет двумя кафедральными соборами (святого Макария и Воскресения Христова) в престольном городе и одним (Успения Богоматери) в Миргороде. На территории области функционирует три монастыря - один мужской и два женских. Обеспечением плодотворного взаимодействия общества и церкви со стороны последней занимаются семь епархиальных отделов и несколько вспомогательных учреждений, вроде молодежного клуба при кафедральном Свято-Макариевскм соборе.
Как уже было сказано, кроме УПЦ, Полтавская епархия принадлежит еще целому ряду независимых церковных структур. Таких самостоятельных юрисдикций в Украине достаточно много. Самые малочисленные из них насчитывают всего несколько единиц приходов, а наиболее крупные, как, например, Киевский патриархат, представляют собой серьезную политическую силу, успешно конкурирующую с УПЦ МП и даже оспаривающую ее права.
Полтавская епархия УПЦ КП сегодня представляет собой обширную территорию, возглавляемую архиепископом Феодором (Бубнюком). В частности, она, как уже отмечалось выше, сохраняет Кременчуг в качестве второго кафедрального города. Помимо УПЦ КП, на территории Полтавы имеются приходы и общины различных ветвей УАПЦ, ИПЦ и других независимых юрисдикций украинского православия.
Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
В состав Русской православной церкви входят епархии прямого подчинения в России, Ближнем зарубежье, Америке и Европе, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская, Эстонская и Русская… … Википедия
В статье представлены краткие актуальные сведения о епархиях Русской православной церкви (Московского патриархата). Все епархии перечислены по регионам их нахождения в алфавитном порядке. Титулы архиереев совпадают с названиями возглавляемых ими… … Википедия
В статье представлены краткие актуальные сведения о епархиях Украинской православной церкви в составе Московского патриархата См. также статью Епархии Украины Название епархии Основание Правящий архиерей Территория Приходов Монастырей Благочиний… … Википедия
Епархии Украинской православной церкви В статье представлены краткие актуальные сведения о епархиях Украинской православной церкви в составе Московского патриархата См. также статью Епархии Украины Название епархии Основание Правящий архиерей… … Википедия
В Поместном Соборе участвуют все епархиальные и викарные архиереи (кроме почисленных на покой и находящихся под запрещением). Кроме них, от епархий выбирается по одному делегату от белого духовенства, от монашествующих и от мирян. Общее число… … Википедия
Эта страница информационный список. См. также основную статью: Москва … Википедия