Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

И даже то, что быть не может, однажды тоже может быть!

Настроен ли, друг мой, на Чудо? -

Оно окружает повсюду!

Его не разъять, не измерить -

В него нужно просто поверить!

Снизойдёт пускай с небес к вам соцветие чудес...)

Чудеса - это повседневные дела, которые вы делаете осознанно.

Тит Нат Хан


Большая часть волшебства в мире кажется несуществующим, потому что мы слишком слепы или слишком заняты, чтобы его увидеть. Слепота и неверие — вот два врага волшебства. Видеть и верить — перед теми, кто на это способен, открывается много ворот, если они захотят.

Андрэ Нортон


Вот говорят, что чудес на свете не осталось, что нет больше ни одного единорога, ни одного дракона, и дриады с эльфами канули в далекое прошлое. Я иногда сама верю в исчезновение всего этого. Но потом вспомню о детстве, как сейчас, и все снова кажется двухсторонним, как шляпа волшебника, - реальность и сказка. Нас просто быт своими пинками заставляет поверить в то, что у жизни один слой.

Эльчин Сафарли


— Знаете, Джоэл, волшебство уходит.

— Что делать будем?

— Наслаждаться моментом.

Чудеса человек творит собственными руками.

Не жди чуда — начуди себе сам что-нибудь чудесное!

Не спугни чудо. Оно уже рядом…

Сказка есть сказка, и если ты решил не обращать на неё внимания, она отойдет в сторону, и жизнь снова станет простой как трамвай...


Чудеса любят, чтобы им дали понять,

Насколько сильно... и как долго...

Мы готовы их ждать!

Поэтому... случаются не сразу...


В мире существует много всякого волшебства. Просто большинство людей никогда им не пользуется. Они не знают, как это сделать, — сожалея о недальновидности человечества, покачал головой мальчик. — А я, по-моему, на пороге открытия. Полагаю, главное тут — повторять, повторять, повторять то, что ты хочешь, чтобы произошло, и самому верить. Тогда волшебство заработает, и все выйдет, как надо.

Фрэнсис Элиза Бёрнетт «Таинственный сад»

Просто верьте в волшебство. Оно рядом)


А чудеса случаются?

Случаются. Но только с теми, кто в них верит.

А с теми, кто не верит?

А с теми, кто не верит, случаются события, не подлежащие рациональному объяснению.

Волшебство, как воздушный шарик на верёвочке, летит, как бабочка рядышком от нас, заглядывает нам в глаза, будто бы котёнок, и просит: Ну улыбнись мне, пожалуйста!

ЧУДО ПРИХОДИТ В ТОТ МИГ,

КОГДА ТЫ ГОТОВ ДОВЕРИТЬСЯ ЖИЗНИ

Волшебство случается лишь тогда, когда оно и должно произойти, минута в минуту. А случается оно постоянно.

Хочешь увидеть чудеса? Твори их!


Когда бы доверяли не словам,

А истине, что сердцем познается,

Да сердцу, что от истины зажжется,

То не было б предела чудесам.


В ожидании чуда делай добрые дела.

Тогда и чудо придет к тебе не с пустыми руками.


Есть два способа прожить жизнь: первый - как будто чудес не существует, второй - как будто вокруг одни чудеса. Альберт Эйнштейн

Не ждите чуда, чудите сами. И бегите, бегите от пессимистов, скептиков, нытиков, отодвигайте их. Они рушат ожидание и веру в чудеса жизни.

Вот оно - чудо. В каждом вздохе.

Смешано с вечерним запахом свежести и скошенной травы, с ароматом роз.

Оно в каждом неспешном движении улыбающихся старичков. В нежном пении спрятавшихся в листве деревьев птиц. Каждый миг ты запоминаешь с особой остротой, потому что это миг твоего счастья, твоей победы.

Вон она - вера. Тебе кажется, что весь земной шар вертится одной только твоей верой в то, что должно вскоре произойти. Это момент божественного могущества. Когда ты не думаешь о падении. Его нет. Потому что есть только этот миг взлёта в небеса. Джорди хотелось обнять весь мир. Весь мир она ощущала в своём сердце. Он был там.

Джорди Риверс. Эра Одуванчиков

Вообще-то жизнь полна фантастических и совершенно невероятных совпадений, но обыкновенно мы умудряемся все их проморгать, даже не догадываясь, что они встречаются на каждом шагу.

Эрленд Лу


Одна девочка умела Волшебство… Самое настоящее. Она дорисовывала радугу. Как увидит на небе ту, которая не касается земли, сразу бежит за кисточками и красками. А как же иначе? Ведь всем давно известно, что семицветные хвосты радуги соединяют сердца тех, кому суждено встретиться и полюбить друг друга… Так что негоже, когда радуга - не дуга, а просто в небе висит, не касаясь земли.

Такое волшебство. А вы какое умеете?

Чудеса случаются!) Главное знать, как их случать))


Порой чудеса приходят посмотреть на людей...

Перестаньте искать чудеса где-либо... Подойдите к зеркало и улыбнитесь ему!!! Вы самое большое чудо во всей Вселенной...

Сказка - самое действенное средство от хандры после свежезаваренного кофе и взбитых сливок с вишнёвым ликёром.

Волшебство — это вера в себя. И когда тебе это удается, то удается и все остальное.

Ты уже взрослый, я знаю.

Но никогда не переставай верить, ладно?

Закрой глаза, и ты почувствуешь его вокруг себя.


Детям сказка нужна,

Чтобы стали бесстрашными,

Взрослым тоже нужна - просто так,

просто так...

Главное для меня — не переставать удивляться. Перед отходом ко сну я непременно даю себе наказ с утра пораньше обнаружить что-нибудь удивительное. Рэй Брэдбери

Человек - царь природы. Но не потому, что он может вырубить лес, а потому, что он может вырастить его в пустыне. Человек может совершить чудо, если только он этого захочет.


В жизни всегда должно быть место для сказки...

Может чудес и вовсе не бывает, но частичка чего-то волшебного явно существует в этом мире.

Я понял одну нехитрую Истину - Чудеса надо делать своими руками! Если Душа человека жаждет Чуда - сделай ему это Чудо!!!

"АЛЫЕ ПАРУСА". Капитан Грей.

На кромку облака усевшись,

Грызёт печеньку ангелок,

И где земли коснутся крошки,

Там происходят чудеса...


Я пришел к выводу, что волшебство — это то, что толкает, поднимает и вообще делает вещи из ничего... Значит, волшебство просто везде — и вокруг нас, и во всех остальных местах тоже.

Чудеса происходят повсюду, надо только иметь чувствительное сердце, восприимчивый глаз.

— и ты увидишь, что материя и дух повсюду танцуют вместе.

Ошо "За пределами просветления"

Автобус, троллейбус или такси.

Человек едет домой.

После работы.

Обычное пальто,портфель или сумка.

Мысли в голове.

Невесёлые, тягучие, глухие.

И почти ничего не радует…

Но знаете что?

Речь совсем не об этом.

Речь о том, что на самом деле этот человек - волшебник.

Самый настоящий.

И он может творить самые настоящие чудеса.

И дома у него пылится волшебный плащ с мерцающими звёздами.

Только вот он о нём совсем забыл.

Вообще-то, он обо всём забыл.

Забыл кто он.

Забыл о своей волшебной силе.

Забыл о том, как творить чудеса…

Знаете кто этот человек?


Каждый день - это приключение, которое часто скрывается за обыденностью. Чудеса происходят всегда, они повсюду вокруг нас, нужно только уметь смотреть.

Волшебство вырастает из глубокой внутренней тишины...

Вера творит чудеса. По принципу взаимности.



Мы, кажется, узнали всё на свете.

Успели передумать обо всём,

Но до сих пор, как маленькие дети.

Мы верим в невозможное и ждём...

Не прилагай столько усилий, всё самое лучшее случается неожиданно.

Габриэль Гарсиа Маркес


Есть на земле место, где нет ничего невозможного и всё становится реальностью. Надо лишь только поверить в это.


Странно, что мы не замечаем происходящих вокруг нас чудес. В мире скопились огромные запасы невоспринятых чудес...

Если уж верить в то, чего увидеть нельзя,

то по мне - лучше верить в чудеса, чем в бактерии.



Наиболее невероятное в чудесах заключается в том, что они случаются!

Мир может быть волшебным. Если ты захочешь...

Я хочу встречать летние рассветы на твоих крышах, в которых так много волшебства...

Если уж мечтать, то ни в чем себе не отказывать, верно?

А между тем, жизнь полна чудес, и самое главное волшебство заключается в том, что мы можем творить их сами! Тем более, что это не так уж и сложно;)

Некоторые люди могут прожить всю жизнь, не замечая маленьких чудес, что случаются с нами каждый день, — этих благословений, которые Бог посылает нам с небес для того, чтобы заставить нас улыбнуться, рассмеяться или растрогать до глубины души, чтобы легонько привлечь нас поближе к своему боку. Донна Ванлир - Рождественские туфли



Ты, знаешь в чем проблема этого мира? Все хотят магического решения их проблем, и все отказываются верить в волшебство.

Человек ищет чудес.

Если бы он только видел,

как чудесно человеческое сердце...

Легче повторить чудо, чем объяснить его.

Фрэнсис Элиза Бёрнетт. Таинственный сад.

Чудеса всегда случаются вопреки всему.

Чем более вопреки, тем чудеснее чудо.

В волшебном мире всё возможно:

Летать как птица, с эльфом поболтать,

И на Луну слетать не так уж сложно.

Ведь не зазорно нам во сне мечтать!

В поединке между действительностью и фантазией сила не всегда на стороне действительности.

Джон Стейнбек

И сколько бы мне не говорили, что это невозможно, я буду верить, где-то всё таки есть моя страна чудес...

ВЕРЬТЕ В ВОЛШЕБСТВО!

Ну, если ты не веришь в волшебство, то оно тебя и не коснётся. Если ты не веришь, что мир обладает собственным сердцем, то и не услышишь как оно бьётся.

Удивляйся, и мир обязательно приятно удивит тебя еще раз.


Я до сих пор восхищен видом облаков и закатом. Я всегда загадываю желание, когда вижу радугу или падающую звезду. Я видел метеоритный дождь. Мир полон чудес.

Человеку в этой жизни трудно обойтись без тайн и старинных легенд, без тех сказочных историй, что по ночам нашептывают друг другу планеты.

Говард Лавкрафт

Сидишь, сложа руки на пузике, и ждёшь чуда. А чуда всё нет и нет. Зато есть пузико.

Какой бы путь вы не выбрали, вас всегда ждут новые приключения!

Есть волшебство, которому обучаются по книге, с трудом запоминая заклинание за заклинанием. А есть другое, которое идет из глубины сердца, из глубины любящего сердца.

Сказки - больше, чем правда, не потому, что в них рассказывается о существовании драконов, а потому, что они говорят нам: драконов можно победить.

Люди интересные существа. В мире полном чудес, им удалось придумать скуку.

Маг - не тот, кто обращает свинец в золото, или вызывает бурю... Маг - тот, кто может видеть души, спрятанные в теле, и заставить их расцвести!..

Чудеса в жизни случаются! Просто они происходят не по волшебству. Люди сами делают их, например, для тех, кого любят.

Я пришла к выводу, что волшебство — это то, что толкает, поднимает и вообще делает вещи из ничего. Из волшебства сделаны листья и деревья, цветы и птицы, барсуки, лисы, белки и даже люди. Значит, волшебство просто везде — и вокруг нас, и во всех остальных местах тоже.


Волшебство — это реальный мир, чьи границы детское воображение может сделать бескрайними.

Мы кричим, что чудес не бывает, даже не пытаясь их отыскать.

Бывают застенчивые чудеса. Они трутся о рукав, пристраиваются на ресницы. Ждут, когда вы их заметите, а потом тают.

Чудеса совершенно не обязательно такие уж великие события, и произойти они могут в самых неожиданных местах. Могут - в небе, или на поле боя, или на кухне посреди ночи. Чтобы произошло чудо, вам даже не обязательно верить в чудеса, но когда чудо произойдет, вы об этом обязательно узнаете, потому что тогда что-то совершенно обычное, что казалось совсем несущественным, вдруг становится очень, очень важным. Вот почему лучше всего чудеса подходят для самых простых вещей, чем проще, тем лучше; чем меньше вероятность чуда, тем оно чудеснее.

Чудеса не обязательно грандиозны, чудо может случиться в самом неожиданном месте; самые удивительные чудеса происходят в самой обыденной обстановке.

Чудеса происходят каждый миг. Ничего другого и не происходит.

Не всем удается увидеть, что делают звездочки в ожидании лета. Поэтому присядьте у окна, дышите как можно тише... и вы увидите... И пусть это будет вашим большим и удивительным секретом...

Иногда чудеса бывают такими крошечными, что люди их просто не замечают.

Не забывай, что не чудеса принадлежат тебе, а ты принадлежишь им. Даже когда речь идет о чудесах, которые совершаешь ты сам. Макс Фрай

Чудеса происходят вокруг нас. Нам надо открыть глаза, чтобы увидеть их.

Волшебный мир - это мир, наполненный чем-то очень близким. Это мир, куда можно сбежать от проблем, где всегда тебе рады. Любить волшебство - это уметь по-детски радоваться всему, и мелочам, и важным вещам. Это когда ты вырос, а в душе ещё остался маленький ребёнок, любящий чудеса и сказки. Истинный любитель волшебства - это самое доброе и самое дружелюбное существо на планете.

Чудесам случаться позволяет желание верить, что жизнь есть чудо.

Мы становимся слепыми к тому, что видим каждый день. Но каждый день разный, и каждый день является чудом. Вопрос только в том, чтобы обратить внимание на это чудо. Пауло Коэльо

Сказка - самое действенное средство от хандры после свежезаваренного кофе и взбитых сливок с вишнёвым ликёром. В. Ковалева, Все о феях


Пока ты пытаешься контролировать Жизнь, в ней чуда не будет. Просто не может быть. Чудо приходит только в тот миг, когда ты готов довериться Жизни. И приходит оно само, без уведомления, без предупреждения, без гарантий.

Современному читателю требуется, чтобы волшебство творилось в соответствии с законами физики. Им хочется, чтобы волшебство работало логично, им нужны причины и следствия, им нужен принцип сохранения материи и энергии… Они не хотят, чтобы волшебство творилось как по волшебству… Лоис Макмастер Буджолд. Ответы

Лишь способные поверить в волшебство получат безграничную власть над реальностью...


Настоящая мудрость - это переживание чуда. Это ощущение чуда всюду, куда бы вы ни пошли, во всём, на что бы ни упал ваш взор: в глазах ребёнка, в красоте цветка, в полёте птицы. Дипак Чопра

Мое сердце, никогда не теряй надежды,
чудеса живут в невидимом.

Руми

Воображение — вот что делает волшебника великим, ибо благодаря ему он может выйти за рамки традиций и за пределы структуры того, что существует ныне, в более высокую область творения самой ткани магии. Терри Гудкайнд


Магия растворена в воздухе, в окружающем нас пространстве. Правда ее очень мало, мельчайшие крупицы, поэтому обычный человек этих крупиц не замечает.

Пока я верю в то, что сказки реальны - магия не покинет меня.

Клайв Стейплз Льюис, "Хроники Нарнии"

Лишь способные поверить в волшебство получат безграничную власть над реальностью.


Может быть, для того, чтобы испытать чудо, в чудеса надо поверить? Дэн Браун


Люди, которые любят волшебство, абсолютно чисты.

Я пришел к выводу, что волшебство — это то, что толкает, поднимает и вообще делает вещи из ничего. Из волшебства сделаны листья и деревья, цветы и птицы, барсуки, лисы, белки и даже люди. Значит, волшебство просто везде — и вокруг нас, и во всех остальных местах тоже. Фрэнсис Бернетт. Таинственный сад

Чудеса нельзя приводить в доказательства.

…чудеса нельзя пытаться объяснить, они от этого портятся... Макс Фрай

Чудеса на самом деле не нарушают законов природы.

К.С. Льюис говорил об этом, и это невероятное откровение.

Если мы будем думать, что чудеса вполне обычны, мы будем ожидать их.

А ожидание чуда - верный способ получить его.

28 июня 2015 года, в Неделю 4-ую по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке. В числе сослуживших архипастырю – учащийся Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия архимандрит Исаак (Бояджийски) из Болгарской Православной Церкви, проректор ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин), клирики храма.

За богослужением пел Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова.

После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь по запричастном стихе произнёс священник Евгений Тремаскин.

В архипастырском слове после Литургии митрополит Волоколамский Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса (Пс. 76. 14–15). Так в древнем Израиле воспевал Бога великий царь и псалмопевец Давид. Читая Евангелие, мы видим, что значительная часть евангельского повествования посвящена описанию различных чудес, которые совершил Господь наш Иисус Христос. В Евангелии от Матфея, которое читается в период после Пятидесятницы, чудесам Христа посвящены многие страницы, многие зачала.

Сегодня мы слышали рассказ евангелиста Матфея о том, как Господь исцелил слугу сотника. Он был готов прийти к сотнику в дом, дабы совершить исцеление, но тот обратился к Нему: «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Скажи только слово, и исцелится мой слуга» (см. Мф. 8. 8). Господь сказал окружающим Его людям: «Поистине, и в Израиле не нашел Я такой веры» (см. Мф. 8. 10). А сотнику сказал: «Иди, вера твоя спасла тебя. Слуга твой здоров» (см. Мф. 8. 13). Сотник отправился домой и, придя туда, узнал, что слуга его выздоровел в тот самый час, когда Господь произнес эти слова.

Это одно из многих чудес, совершенных Господом Иисусом. В Евангелиях одни чудеса описаны подробно, а многие просто упомянуты – порой евангелисты сообщают просто, что Иисус исцелил многих больных или изгнал бесов из многих одержимых. Таким образом, то, что описано в Евангелии, – это лишь часть чудес, совершенных Христом.

Но почему и для чего Спаситель совершал их? И почему, когда фарисеи обращались к Нему со словами: «Покажи нам знамения с неба, чтобы мы в Тебя уверовали, соверши чудо на наших глазах» (см. Мф. 16. 1), Господь всякий раз отказывал им и говорил: «Роду сему лукавому и прелюбодейному не дастся знамение, кроме знамения Ионы пророка, ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет во чреве земли три и три ночи» (см. Мф. 16. 4).

Господь совершал чудеса не для того, чтобы кого-то удивить или убедить в чем-либо, не для того, чтобы те, которые не хотели верить в Него, поверили. Чудеса совершались на глазах у всех, их свидетелями были, в том числе, фарисеи и книжники, начальники и старейшины иудейские, но виденное не убедило их в том, что Господь Иисус Христос есть истинный Мессия и Спаситель мира. Когда другие люди прозревали телесно и духовно, фарисеи и книжники оставались слепы и глухи к тому, что происходит. И чем больше происходило на их глазах чудес, чем больше о них слышали такие люди, тем больше было их ожесточение, тем сильнее и неисцельнее были их духовные слепота и глухота.

Когда совершилось чудо, которое Господь Иисус Христос многократно предсказывал – когда Он умер на Кресте и воскрес – одними из первых об этом узнали иудейские начальники. Им было доложено о том, что могила пуста, что тела Иисуса там нет, что было землетрясение, что стражники ничего не смогли сделать, что ангел отвалил камень от дверей гроба. Но и это чудо не убедило их в том, что Господь Иисус Христос есть истинный Спаситель мира. Они заплатили свидетелям этого чуда деньги, чтобы те никому ничего не рассказывали.

В наше время некоторые люди говорят: «Почему сейчас не бывает чудес?» Но люди эти не видят или не хотят видеть чудеса, а те происходят в жизни очень многих, может быть, и каждого человека. Чудеса происходят не потому, что Бог хочет человеку что-то показать, что-то доказать или чему-то научить, но просто потому, что Он присутствует и действует среди людей, а для Бога вполне естественно совершить чудо. Так же, как для нас чудо есть что-то необычное, для Него – это вполне естественное средство общения с людьми.

А разве не чудом было то, что Он сотворил этот мир? Разве не чудо, что среди множества планет Он выбрал одну, на которой создал жизнь: растения, животных, пресмыкающихся, птиц и, наконец, человека, как о том мы читаем в первых главах книги Бытия? Не чудом ли была вся история израильского народа, описанная на страницах Ветхого Завета? А разве не чудо, что Господь вместо того, чтобы наказать людей за их грехи, пришел в этот мир, прожил человеческую жизнь и Своим крестным страданием, Своей смертью спас каждого человека, открыв путь к воскресению из мертвых и к жизни вечной? И не чудо ли, что каждый человек в этой земной жизни сначала возрастает и укрепляется, затем начинает медленно стареть и приближается к своему концу, а потом наступает конец, за которым следует воскресение? А то, что тысячи и миллионы людей приходят в Церковь и соприкасаются с Иисусом Христом в своем собственном духовном опыте, разве не чудо?

Они приходят в Церковь лишенными надежды, лишенными счастья, не знающими, для чего живут, и здесь обретают все, что необходимо для полноценной жизни и для спасения, при том, что Церковь не занимается раздачей материальных благ и никому не обещает, что решит его житейские проблемы. Приходя в Церковь, люди остаются в материальном плане теми же, которыми были до того, но что-то происходит внутри каждого человека на уровне духовной жизни, и это дает возможность совершенно по-иному воспринимать жизнь, помогает переносить страдания и скорби, видеть смысл во всех происходящих событиях.

Верующий – это человек, который умеет видеть чудеса Божии в своей собственной жизни, в жизни близких ему людей, в жизни окружающего мира. А неверующий человек – это тот, который, даже если чудо произойдет на его собственных глазах, всегда найдет случившемуся какое-либо «рациональное» объяснение, потому что живет с установкой, что чудес не бывает.

Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн записали истории о чудесах Христа не для того, чтобы кого-то этим удивить, но просто чтобы информация о том, что Он совершал, дошла до потомства. Так мы узнали, что очень важным фактором не только в совершении чуда, но и в его результате для всей жизни человека была вера того, что Господь может совершить чудо и что происшедшее действительно является чудом. На примере многих людей, в том числе и сотника, о котором рассказано в сегодняшнем Евангельском чтении, мы видим, что совершенное Господом чудо стало возможным не только благодаря всемогуществу Бога, которое проявлялось через действие воплощенного Сына Божия – Господа Иисуса Христа. Чудо становилось возможным и благодаря вере людей, над которыми оно совершалось, или же вере их близких.

Будем просить Господа о том, чтобы Он отверзал наши духовные очи, дабы мы никогда не проходили мимо чудес, которые совершаются с нами, с близкими нам людьми и в окружающем нас мире. Обратимся к Богу с молитвой о тех, кто пока еще не пришел в познание истины, прося, чтобы Он даровал и укрепил их веру, открыл им духовные очи. Будем молить Господа, чтобы чудо, которое совершается ежедневно на глазах тысяч и миллионов людей, приводило их к вере, к Богу. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС

Относится к «О доказательствах чудесного»

Три чуда от бога свидетельствующие об истинности православной веры


Это - иллюстрация к мировоззре нческой статье О доказательствах чудесного , обосновывающей почему все подобные доказательства - ложны.

В наше время приходится слышать: "А почему вы думаете, что только Православная вера - истинная? А католики говорят, что их вера истинная". Для наших благочестивых предков такое сомнение было, конечно, совершенно невозможно. Они хорошо знали, что Православная вера дана Самим Господом Его апостолам и сохранена в неизменном виде только в святой Православной Церкви. Не человеческие суетные мнения, а знамения и чудеса, постоянно творимые в нашей жизни Господом, укрепляли веру в нашем народе. Эти знамения совершаются и сегодня. Но только о них не говорят безбожные печать, радио и телевидение, круглые сутки сообщающие любые новости, кроме этих, наиважнейших.

Вот три таких важнейших знамения:

На протяжении всей истории люди свидетельствовали об огромном количестве необъяснимых чудес и загадочных явлений. Исцеления, видения религиозного характера, священные предметы, обладающие волшебными свойствами, – все это и многое другое очаровывало нас веками и продолжает делать это до сих пор.
Некоторые феномены наука впоследствии смогла объяснить, другие чудеса оказались ложью или плодом больной фантазии, но в мире все еще остаются загадки, которые человечеству так и не удалось разгадать. Эта публикация может показаться занятной как убежденным скептикам, так и тем, кто открыт вере в непознанное, а также не только любителям старых легенд, но и тем, кого больше интересуют загадки настоящего. Перед 25 историй невероятных чудес…

25. Голос Святой Клелии Барбьери (Clelia Barbieri)

Эта девушка родилась в Италии в 1874 году и помогла основать церковь имени «Малых Сестер Девы Марии Скорбящей». К 23 годам Клелия Барбьери успела стать очень влиятельной женщиной, но, будучи совсем юной, она умерла от лейкемии. Перед смертью итальянка сказала своим последователям: «Мужайтесь, потому что я отправляюсь в рай, но я всегда буду с вами и никогда не покину вас!». Год спустя после смерти Клелии во время пения сестер церковь наполнил высокий голос, он парил между монашками и подпевал послушницам в разных тональностях. Голос Клелии следовал за сестрами и во время их молитв. Говорят, что он до сих пор изредка раздается в стенах старинной церкви.

24. Богоматерь Гваделупская


Явления Девы Марии отмечали на протяжении всей истории от рождества Христова. Одним из таких случаев стала встреча Богоматери с мексиканским крестьянином по имени Хуан Диего (Juan Diego) в 1531 году. Мария велела построить новый храм и попросила Диего передать это поручение ближайшему епископу. Мужчина обратился к высокопоставленному священнослужителю, но тот не поверил, что сама Богоматерь обратилась к простому крестьянину. Епископ сказал, что ему нужно знамение в доказательство слов Диего, и велел принести розы с бесплодного холма, завернутые в плащ. Крестьянин выполнил требование сановника, а когда Диего развернул перед епископом плащ, там появилось изображение Девы Марии. Портрет до сих пор существует, и он прекрасно сохранился, несмотря на то, что никогда не подвергался реставрации.

23. Мартин де Поррес (Martin de Porres)


Мартин де Поррес был монахом и врачом, работавшим с бедняками и больными перуанского городка Лима (Lima). Мужчине причисляется множество чудес, включая левитацию, необъяснимые исцеления и появление в нескольких местах одновременно. Верующие Перу до сих пор молятся ему об исцелении. Например, в 1956 году одному мужчине на ногу упал кирпич. Тяжелый перелом перерос в гангрену, и несчастный заболел гепатитом. Доктора собирались ампутировать конечность, но сначала над ногой помолилась женщина. На следующий же день бинты сняли, а под ними оказалась уже заживающая плоть, и в ампутации больше не было никакой необходимости. Мартин де Поррес стал первым мулатом-американцем, канонизированным католической церковью.

22. Божия Матерь Зейтунская


Как уже упоминалось ранее, явления Девы Марии отмечались не раз и в совершенно разных местах. Сравнительно недавний случай произошел в 1968 году в пригороде Каира, столицы Египта. Фарук Муххамед Атва (Farouk Mohammed Atwa) сначала подумал, что на верхушке церкви Святого Марка стоит женщина, собирающаяся совершить самоубийство. Только потом мужчина понял, что это не обычная женщина, а явление Богоматери. Фигуру начало замечать все больше людей, и на это место даже вызывалась полиция. С тех пор женщину не раз замечали на верхушке здания, а руководство церкви провело свое расследование, показавшее, что во время видений доступа на крышу строения ни у кого не было, а значит, это самое настоящее явление Девы Марии.

21. Робин Тэлбот (Robin Talbot) из зарубежного миссионерского братства



Эта история произошла на севере Таиланда в 1963 году. Робин Тэлбот был христианским миссионером и проповедовал Евангелие жителям азиатских деревень. Первая местная женщина, принявшая христианство, и отказавшаяся поклоняться животным, была отвержена своими земляками, и они предсказывали ей болезни и проклятия за обращение в чуждую веру. Так и случилось. И пока Тэлбот молился за здоровье новообращенной христианки, ее сообщество глумилось над мучениями женщины. Затем она умерла. Ну, или так все подумали. Через 20 минут «отступница» воскресла и рассказала обо всех тайнах деревни. Она утверждала, что встретила самого Иисуса Христа, и Он велел ей вернуться с небес на землю, чтобы передать все увиденное и услышанное жителям родного селения.
20. Стигматы Джеммы Галгани (Gemma Galgani)

В 1899 году в возрасте 21 года Джемма Галгани стала известна тем, что на ее руках появились стигматы (кровоточащие отметины на теле святых, напоминающие раны распятого Христа). После видения, в котором Джемма разговаривала с Иисусом и Девой Марией, девушка очнулась со стигматами. Многие прихожане местной церкви не поверили девушке, но ее духовник, преподобный Джерманус Руопполо (Germanus Ruoppolo), оказался более открытым к словам юной особы и даже написал о ней биографическую работу.

19. Святой Иосиф из Купертино (St. Joseph of Cupertino)


Говорят, что Иосиф Купертинский любил левитировать (парить в воздухе). Более того, известно о целых 70 случаях, когда верующий преодолевал силу притяжения, и его приходилось тянуть вниз на землю. В итоге мужчину признали святым и покровителем всех авиаторов.

18. Богоматерь Акитская (Akita)


И вновь Дева Мария. В этот раз события разворачиваются в Японии. Явление Богоматери датируется 1973 годом. Сестра Сасагава (Sasagawa) была новообращенной христианкой, ушедшей из буддизма. Также она была неизлечимо глухой. Обретя новую веру, Сасагава начала видеть Деву Марию. Женщина утверждала, что 101 раз видела, как деревянная статуя Богоматери слезоточила. Свидетельства о явлении Девы Марии стали такими известными, что привлекли внимание телевидения, и в японский храм стали приезжать паломники со всего света.

17. Нетленные мощи



В католической и греческой православной традициях существует такое понятие как нетленные мощи, подразумевающее тела святых, которые либо вовсе не подвержены гниению и разрушению, либо разложение их тканей сильно замедленно вследствие Божественного вмешательства. Иногда они даже благоухают. Эти тела не бальзамируют и не мумифицируют, чтобы они могли полноправно считаться нетленными. Существует целый ряд подобных случаев, и такие мощи обычно выставляются на всеобщее обозрение в храмах и церквях. При жизни умершие, как правило, считались праведниками или были священнослужителями.

16. Исцеление сердца Майкла Кроу (Michael Crowe)


В 2012 году Майклу Кроу было всего 23 года, когда ему поставили страшный диагноз болезни сердца под названием острый миокардит. Сердце молодого человека функционировало только на 10% от необходимой мощности, и это сильно вредило работе всех остальных органов. Без трансплантации ему оставалось жить совсем недолго. Но врачи отказали в пересадке сердца, поскольку у парня было выявлено заражение крови - пациент был слишком слаб для процедуры и скорее всего не пережил бы такое серьезное хирургическое вмешательство. Всего через час после постановки страшного диагноза кровеносное давление в сердце Майкла поднялось, и вскоре его левая камера заработала самостоятельно. После повторной проверки врачи не обнаружили прежних проблем, и счастливчик был выписан из больницы практически здоровым. Врачи считают этот случай настоящим необъяснимым чудом.
15. 19 лет комы Яна Гржебского (Jan Grzebski)


В 2007 году Ян Гржебский очнулся после 19-летней комы и обнаружил, что его родная страна Польша больше не под властью коммунистов и впервые увидел мобильный телефон. Но удивительнее всего то, что он вообще провел в коме столько лет, ведь доктора пророчили ему от силы несколько лет. Мужчина считает, что своим пробуждением он обязан любимой жене, которая заботилась о нем все эти 19 лет. Она переворачивала его по несколько раз в день и не позволяла пролежням появляться на его теле.

14. Ланчанское чудо (Lanciano)


В 700-х годах нашей эры монах из города Ланчано подверг сомнению католическую доктрину пресуществления (transubstantiation), связанную с верованием в то, что во время ритуала причастия вино и хлеб становятся истинным телом и кровью Христовыми. Однажды он участвовал в обряде консекрации, и когда монах произносил речь посвящения и благословения, хлеб и вино физически превратились в кровь и плоть. Священник велел другим служителям запечатать невероятное проявление божественного чуда в специальный сосуд, и теперь содержимое этого контейнера – католическая реликвия.

13. Загадочный голос



В 2005 году Линн Дженнифер Гросбек (Lynn Jennifer Groesbeck) вылетела с трассы в реку Юта (Utah). В машине с ней была и ее 18-месячная дочь. Линн погибла сразу же во время аварии, но ее девочка выжила, застряв вниз головой над потоками холодной воды. Ребенок висел в таком состоянии 12 часов. Когда офицеры полиции прибыли на место происшествия, они услышали отчетливый голос, сказавший членораздельное «помогите мне». Затем мужчины обнаружили младенца. Никто не понимает, как 18-месячная девочка выжила в такой аварии, как ей удалось так долго бороться за выживание, и кто же звал на помощь.

12. Исцеление от рака после ремонта церкви


Грегу Томасу (Greg Thomas) было 57 лет, когда ему поставили страшный диагноз – терминальная стадия рака. Мужчина потерял работу и был готов попрощаться с семьей, ведь надежды практически не оставалось. Однажды во время прогулки с собакой Грег набрел на заброшенную церковь. Мужчина решил, что он может сделать здесь небольшой ремонт, ведь у него теперь больше нет других дел. Он запросил у городских властей строительные материалы в обмен на свою работу, чтобы вернуть сообществу здание в функциональном виде. После починки церкви Грег обнаружил, что его рак перешел в стадию ремиссии, и симптомы смертельной болезни начали исчезать.

11. Сломанный человек



Грейсон Кирби (Grayson Kirby) умер 7 июня 2014 года. Почти что. Его выбросило из собственной машины во время автокатастрофы. Мужчину довезли до больницы, но врачам едва удавалось поддерживать в нем жизнь. В теле Кирби была сломана практически каждая кость, а его легкие были слишком сильно повреждены. На выживание не было практически ни малейшего шанса. Через 10 дней молитв, сборов средств и медицинских процедур мужчина впервые открыл свои глаза и сказал: «Я люблю тебя». Сейчас он жив и идет на поправку.

10. Мужчина, упавший с неба



Алсидес Морено (Alcides Moreno) - мойщик окон. Он работал на 47 этаже, когда его люлька внезапно перевернулась и свалилась на землю. Партнер и заодно брат Алсидеса находился с ним на этом же объекте и погиб на месте. Но мистер Морено чудесным образом выжил после настоящего падения с неба. В больнице был проведен целый ряд сложнейших операций, перелито 11 литров крови и 9 литров плазмы, и счастливчик уже начал восстанавливаться. Алсидеса ждет еще много светлых лет впереди, и это настоящее чудо.

9. Кровь Святого Януария (Saint Januarius)


Христианский священник Януарий был одним из ранних мучеников времен римского правителя Диоклетиана (Diocletian), и его кровь до сих пор хранится в качестве католической реликвии. Кровь Януария давно засохла, но иногда она не только разжижается, но и начинает вскипать в своей запечатанной ампуле прямо при многочисленной толпе свидетелей. Паломники и зеваки прибывают посмотреть на чудо трижды в год на праздничные дни. Спектральный анализ вещества показал, что внутри сосуда, действительно, находится кровь.

8. Тереза Нейман (Therese Neumann)


Как и Джемма Галгани, немка Тереза Нейман была христианкой, заявлявшей, что у нее были видения с участием самого Иисуса Христа. Заодно верующая прославилась стигматизмом. После видения о страданиях Божьего сына у женщины полилась кровь из глаз, и на ее голове появились раны. Тереза получила указание свыше жить в постоянном причащении (таинство освящения хлеба и вина для их употребления в честь жертвы Христа), и повиновалась ему до конца своих дней. Женщина прожила 64 года и ушла из жизни в 1962 году.

7. Танец Солнца



Это последнее чудо нашего списка, повествующее о явлении людям Девы Марии. В 1917 году в Португалии 3 ребенка заявили, что по пути домой после выпаса овец они видели Богоматерь. Дети рассказали о случившемся своим родителям, и на этом видения не прекратились. На место, где по словам ребятни появлялась Дева Мария, стали прибывать паломники. Их становилось все больше, и городок Фатима (Fatima) стал горячей точкой на карте для христиан, жаждущих засвидетельствовать встречу с Богоматерью. Однажды на этом месте собралось одновременно почти 70 000 человек, и дети вновь заявили, что видят Деву Марию. Она сказала им, что положит конец Первой мировой войне, и что люди должны покаяться в своих грехах. Внезапно один человек указал в небо и воскликнул: «Солнце!». Все присутствующие утверждали, что видели, как светило выделывало невероятные вещи – парило в воздухе из стороны в сторону, словно пританцовывая, и испускало лучи чудесных цветов и форм. Феномен произошел 13 октября 1917 года.

6. Человек, перерезанный пополам



Эта невероятная история случилась в 1995 году. Китаец по имени Пенг Шулин (Peng Shulin) пережил страшную автокатастрофу, во время которой его перерубило пополам при столкновении с грузовиком. Целых 20 врачей участвовали в операции по пересадке кожи с головы в район торса, и в итоге Шулин все же выжил. Медики называют это настоящим чудом. Какое-то время китаец был прикован к постели, но сейчас он может вновь ходить, хотя и не без помощи протезов.

5. Девушки из баптистской церкви Анон (Anon Baptist Church)



В 1970 году у одной девушки из баптистской церкви Анон на ноге появилась язва, которая начала очень сильно гноиться. Доктора рекомендовали ей бросить все свои увлечения и церковную деятельность, чтобы полностью сконцентрироваться на лечении, и сказали, что после выздоровления ей будет необходима пересадка кожи. Девушка отказалась следовать совету врачей и собрала своих церковных подруг, чтобы помолиться над ее раной. На следующее утро нога почти зажила. После еще нескольких совместных молитв язва полностью исчезла, и никакая пересадка кожи не понадобилась.

4. Молчаливый убийца Джима Маллори (Jim Mallory)


Аневризму брюшной аорты давно прозвали молчаливым убийцей. Она растет очень медленно и незаметно, никто не знает о ней, пока образование не разрывается и не убивает человека. Джим Маллори работал на больницы, помогая врачам-резидентам и медицинским студентам учиться ставить диагнозы. Однажды для учебных целей Маллори притворился больным, у которого надо было выявить аневризму. Сам он и не подозревал, что она у него уже была. После сканирования у учителя нашли диффузное расширение стенки аорты. Поскольку диагноз был поставлен вовремя, мужчину удалось спасти. Была проведена срочная операция, и мистер Маллори выжил благодаря чудесному стечению обстоятельств.

3. Остановка сердца Руби Гропера-Кассимиро (Ruby Graupera-Cassimiro)



После Кесарева сечения у Руби остановилось сердце. Врачи сделали все возможное, чтобы оживить молодую маму, но после 45 минут отсутствия сердцебиения ее признали мертвой. Когда медицина окончательно отказалась от Руби, монитор сердечного ритма внезапно моргнул, и женщина вернулась к жизни на удивление всему больничному персоналу.
2. Собака нашла хозяйку за 20 кварталов от своего дома


Нэнси Фрэнк (Nancy Franck) поступила в больницу Mercy Medical Center в Айове (Iowa) для проведения запланированной операции. Две недели спустя, пока женщина все еще проходила реабилитацию под присмотром врачей в медицинском центре, ее собака Сисси (Sissy) сбежала из дома и прошла 20 кварталов, чтобы найти свою хозяйку. Персонал клиники обратил внимание на слоняющееся у здания животное и связался с мужем пациентки. Никто не знает, как собаке удалось найти Нэнси спустя 2 недели и на таком расстоянии.

1. Маленький ребенок пережил внутреннее обезглавливание



Этот чудесный случай произошел в июне 2016 года. После жуткой автокатастрофы в Айдахо (Idaho), 4-летний мальчик получил сложнейшую травму – внутреннее обезглавливание (отделение черепа от позвоночника без разрыва мышечных и покровных тканей.). Это должно было сразу же убить ребенка или же оставить его парализованным до конца жизни. К счастью, спасатели грамотно оказали первую помощь, а в больнице врачи сделали уже свою часть работы, что в сумме спасло юную жизнь, и дало ребенку шанс на счастливое будущее. Причем мальчик не просто выжил, а еще и сохранил свою подвижность.

Блаженный Августин заметил: читая Евангелие, мы признаем безусловным чудом преумножение хлебов, но не меньшее чудо - и само произрастание хлеба. Ведь и первое, и второе - от Бога, причем в равной степени. И вообще, всё в жизни устроено Богом - и хлеб, и земля, и вода... В этом смысле слово «чудо» описывает просто присутствие Бога в жизни человека.

Получается, «чудо» в узко привычном понимании - как необъяснимое нарушение порядка вещей - это слово из лексикона атеистов? Ведь в том, что Бог по Своему усмотрению «порядком вещей» управляет, ничего необъяснимого нет.

И значит, следующий логический шаг: «чуда» вовсе не существует, потому что присутствие Бога в нашей жизни - это самое нормальное, что человеку от сотворения мира уготовано? Но какими словами тогда говорить о чуде Воскресения Христова?

Об этом - наша беседа с протоиереем Павлом Великановым, кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде.

Признак слабости

- Отец Павел, уместно ли в принципе говорить о воскресении Христа как о чуде?

А с какой точки зрения мы смотрим? С точки зрения человека, который привык, что все люди умирают и это нормально? Или с точки зрения Бога, Который не создавал нас для смерти?

Церковь - не фабрика чудес. И центральное событие церковной жизни человека - Таинство Евхаристии, которое под формальные критерии чуда подошло бы: были хлеб и вино, а стали Плоть и Кровь Христа - мы чудом тем не менее не называем. А почему? Во-первых, это то, что совершается по расписанию, а значит, целиком и полностью зависит от воли тех людей, которые в совершении «чуда» участвуют. А во-вторых - и это главное - видимым образом при Евхаристии абсолютно ничего не происходит. Все остается прежним: хлеб и вино на вкус, запах и цвет остаются хлебом и вином. И в то же время мы чувствуем, что по расписанию и без особых внешних примет происходит самое значимое и самое великое событие в жизни любого человека. Возникает вопрос: почему все именно так?

Ведь как было бы здорово, если бы в момент, предшествующий пресуществлению Святых Даров, храм начинал бы трястись мелкой дрожью, появлялись бы какие-то всполохи и молнии, начинали бы звучать нездешние голоса, на всех нападал бы священный трепет и все понимали бы, что творится что-то, требующее к себе особого отношения. Как было бы эффектно! Но ничего такого не происходит.

Причем не только у простых священников, но и у святых. Известны лишь единичные случаи, когда совершение Евхаристии святыми сопровождалось какими-то явными чудесными свидетельствами (например, когда причащался преподобный Сергий Радонежский, сослужившие с ним видели, как в потир сходил небесный огонь), но в остальном - совершенно обычная история.

Мне кажется, в такой «обычности» есть очень глубокий и очень простой смысл: для Бога жизнь, которую мы проживаем, - такая кособокая, наполненная человеческой неправдой, грехами, страстями и так далее - имеет огромную ценность. Возможно, гораздо большую, чем для нас самих. И только в ситуациях, когда по-другому невозможно, Господь допускает чудо как экстренное, ненормальное вмешательство в эту жизнь.

И если с этой точки зрения посмотреть на воскресение Христа, то оно никакое не чудо. Это то, что было в Божественном замысле с самого начала. Протопоп Аввакум пишет о предвечном совете Святой Троицы, где Бог-Сын спрашивает Бога-Отца, стоит ли творить этот мир, если ради него придется умирать. Отец Павел Флоренский пишет, что весь мир сотворен Крестом, что Крест - принцип бытия всего сущего. Но тут мы должны четко понимать, что не просто Крест лежит в основе мира, но Крест ради воскресения. И если с нашей точки зрения, как падших людей, воскресение Христово - это чудо как что-то ненормальное, то с точки зрения Бога, Воскресение - это единственное нормальное, единственное правильное, что было уготовано человеку. Это путь, задуманный Богом для каждого из нас.

- Как Вам кажется, у человека есть право на чудо?

Право-то у человека, конечно, есть. Но это не признак его силы и возможностей. Это признак его слабости и немощи. Если он требует чуда, значит, у него серьезные проблемы - не в материальной плоскости, а в отношениях с Богом. Если без этого чуда человек уперся в тупик и дальше никуда не может двинуться, значит, есть проблема внутреннего поиска своего места в Божьем мире.
Помните евангельский сюжет об отце, который привел ко Христу своего бесноватого сына?

…Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал… (Мк 9:17–27).

Если бы у отца не было проблем с верой, ему не надо было бы кричать: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» Мы видим, что для отца принципиально важно то, что острый жизненный кризис дает шанс прорваться сквозь оболочку собственного неверия. Иначе вся жизнь его превращается в сплошное мучение. Сын страдает - и отец никакого смысла в этом страдании не видит. А когда бессмысленно - тогда мучительно.

Помните у Тургенева рассказ «Живые мощи» - про женщину, которая много лет лежит без движения и все никак не умирает. Помещик предлагает перевезти ее с хутора в больницу, где ей помогут. Она сначала колеблется, а потом все-таки решает: нет, не надо. В этом немощном состоянии она обретает реальную, для нее самой ощутимую духовную пользу. Эта немощь ей нужна. Она, возможно, несчастнейшая из всех людей на земле, но не молит Бога о чуде исцеления, хотя, казалось бы, Сам Бог велел, простите за каламбур. Почему?
Безумная она, что ли? Отнюдь. Она сильная. И сила ее в том, что она не хочет своей волей вторгаться в волю Божию, она не хочет свое желание противопоставлять тому замыслу, который есть у Бога о ней самой. Она просто со смирением, с верой, с преданностью вверяет себя в руки Божии - и пусть Он лепит из нее то, что Он хочет, а не то, что хочет она, как бы больно и тяжело ей ни было.

Словом, право на чудо у нас, конечно же, есть. Но не чуда мы должны просить у Бога. У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть произведение «О чудесах Христовых». В нем очень правильно расставлены акценты: смысл чуда - не в самом факте совершения чуда, а в том, чтобы подтолкнуть к Богу тех, кто не смог бы иначе в Него уверовать. Поэтому во времена первых христиан чудеса были нужны не верующим, а неверующим. Чудо - ступенька, которую нужно перешагнуть, чтобы подняться выше.

При этом чудо никогда не бывает стопроцентно неопровержимым. Даже в самом явном и «необъяснимом» чуде Господь все равно оставляет человеку возможность - лазейку - сохранить свое неверие. Я вправе решить: да, то, что я вижу, - нарушение законов природы, но могу предположить, что через сто-двести лет ученые это объяснят. Господь дает нам такую возможность, и в этом проявляется Его огромная милость и любовь. Он человека не насилует и силком в Царство Небесное не тащит. Поэтому чудо - это лишь повод добровольно и свободно обратиться к Богу. Но именно добровольно и свободно. Господь может окружить нас чудесами и обстоятельствами, которые будут цеплять, вдохновлять, будоражить, но увидеть за всем этим Бога и сделать шаг ему навстречу - зависит только от нас. Святитель Климент Александрийский называет Бога величайшим педагогом. Мы вправе добавить, что Он еще и деликатнейший педагог. Он не творит чудо, чтобы припереть человека к стенке и сказать: «Видишь? А теперь быстро поверил в Бога!» Нет, диктата чуда не существует.

Идти к Богу, не реагируя на чудеса или не придавая им значения, - это ведь, наверное, достаточно высокая духовная планка, до которой нужно еще дорасти…

На мой взгляд, это единственно нормальная духовная планка, на которой могут находиться отношения человека и Бога.

Одна журналистка рассказала мне совершенно удивительную историю. Она писала репортаж о принесении в Москву Пояса Богородицы, стояла в многочасовой очереди и имела возможность понаблюдать, что происходит с людьми: как меняется их мотивация и ощущения по мере того, как они в этой очереди стоят. И оказывается - потрясающая вещь! - через три-четыре часа стояния в людях происходит какое-то качественное изменение. Изначально они приходили с вполне житейскими «запросами», причем едва ли не каждый второй, что любопытно, собирался просить об успешной учебе детей. Среди других «запросов» были здоровье и семейное благополучие. Но через три-четыре часа их концентрация на личных эгоистических «запросах» к Богу уступала месту чему-то новому. Люди начинали ощущать себя не разрозненным собранием отчужденных личностей, а единым цельным организмом. Очередь обретала внутреннюю целостность.

Я слушал эту журналистку и думал, что это именно то, чего нам катастрофически не хватает в приходской жизни. Ведь для людей в очереди это, метафорически говоря, и было литургией - общим делом. Через три-четыре часа стояния они преобразились в совершенно новую общность. И когда подходили к Поясу, они испытывали счастье и радость не оттого, что получили ответы на свои просьбы, а оттого, что внутри у них родилось какое-то новое состояние, а все второстепенное отсеялось само собой. Это новое вышло на первый план и стало тем, ради чего вообще стоило приходить и стоять в очереди.

Здесь для меня скрыта некая глубинная правда. Бог не запрещает нам молиться и просить Его о чем-то, выстраивать свое представление о том, что нам сейчас потребно. Но в конечном итоге все это ради того, что прийти именно к Нему. Наши просьбы должны Им начинаться и Им заканчиваться.

Пирожное и свобода

- Вы строго относитесь к чудесам, но наверняка они случались и с Вами. Как вы их воспринимали?

Я получал чудеса как дар, о котором не просил. Когда я был еще совсем молодым преподавателем, финансово все было достаточно сложно. Мы с матушкой поселились в свежевыстроенном доме, в нем не было ни отопления, ни удобств. И тут появилась возможность провести газ. Оказалось, чтобы это сделать, я должен был заплатить две тысячи долларов соседу только за то, чтобы он дал согласие. Таких денег взять было неоткуда. Ситуация тупиковая. В это же время меня пригласили в составе небольшой делегации в командировку в одну из Поместных Православных Церквей. И вот когда мы уже уезжали, мне неожиданно вручили конверт - просто как жест доброй воли со стороны хозяев. У меня даже в мыслях не было, что за поездку заплатят хоть что-то. Разворачиваю конверт в номере гостиницы - а там ровно две тысячи долларов…

Мне трудно передать, что я почувствовал в тот момент… Кажется, я очень точно понял ощущения апостола Петра, когда он всю ночь ловил рыбу, ничего не поймал, а наутро Христос велел снова закинуть сети - и рыбаки наловили столько рыбы, что две лодки стали тонуть под ее тяжестью. И как повествует Евангелие, Петр закричал: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Потому что ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных… (Лк 5:8–9) . Такой же ужас напал на меня! От неверия. От того, что ты до этого момента жил и не замечал, что существуешь в пространстве постоянной Божьей милости, и оттого такие явные и «чудесные» ее проявления ввергают тебя в шок. Как мог ты раньше не задумываться и не верить, что Господь настолько близко, что для Него наши житейские сложности имеют архиважное значение - не меньшее, чем для нас самих.

Другое чудо связано с моей ныне уже покойной супругой, которая четыре года боролась с тяжелой онкологической болезнью. Опухоль стабильно вырастала в два раза за месяц, но в какой-то момент рост вдруг остановился. Никто не мог понять почему. Врач сказал нам: «Не знаю, что вы делали, но, пожалуйста, продолжайте делать то же самое. Потому что это явное чудо». И вот два-три месяца опухоль не росла. А потом - снова стала увеличиваться. Что это было? С медицинской точки зрения никто объяснить не мог. Но для меня это стало прямым свидетельством Божьего присутствия в нашей жизни. Господь показал, что Он здесь и Он - хозяин ситуации. Если Ему надо, если он считает это нужным и правильным, Он может остановить рост опухоли. Если Он этого не делает, значит, есть на то Его воля - и нельзя лезть поперек. Я воспринял это именно так. Кто я такой, чтобы идти против Бога?

Конечно же, мы молились. Как сказал мне один архиерей, «за Вашу матушку половина Русской Православной Церкви молится». И у меня нет никаких сомнений, что только благодаря этим молитвам она умерла не через месяц после постановки диагноза, а через четыре года. Но молиться - это ведь не то же самое, что сказать: «Господи, пусть будет либо по-моему, либо никак!» Или втиснуть всю свою жизнь в эту молитву: мол, Господи, если не будет так, как я прошу, я Тебе назло с места не сойду и умру в этом подвиге. Что я - умнее Бога?
Молитва за ближнего - это подлинное проявление любви. И тут возникает очень тонкий момент. Что значит любовь к человеку? Если я люблю, чего я - прежде всего - ему желаю? Спасения. А что, если эта болезнь, по Божьему замыслу, - единственный правильный путь, чтобы человек спасся. И что - я должен встать и сказать: «Нет, Господи, обожди, мне жена нужна»?

Кроме смирения в духовной жизни существует еще и дерзновение. Есть известная евангельская максима: «Стучите, и отворят вам». Как Вы ее понимаете?

Стучите - и вам действительно отворят. Но увидеть за дверью вы можете совершенно не то, что предполагали. Бог - это не мальчик на побегушках, который спешит исполнять ваши поручения. Да, Он отворит дверь, в которую вы стучитесь - в знак того, что вас слышат, с вами общаются, на вас реагируют, у вас с Богом - отношения.

Это очень тонкий момент. Потому что, с одной стороны, есть то, о чем я сказал. Но с другой, Богу интересно смотреть, что человек просит. Как любому отцу очень интересно наблюдать за своими детьми. Мне, например, интересно смотреть, как меняются приоритеты и предпочтения моих детей, как идет внутренний рост. И разумный родитель вряд ли станет навязывать ребенку свое мнение: «Ты должен стать хорошим юристом!» Точно так же и Богу интересно, что человек выберет.

И тут уже возникает коллизия: как сочетается человеческая свобода и Божественное провидение? На одном конце - идея свободной воли человека, а на другом - то, что, по словам апостола Павла, мы пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор 10:5). С одной стороны, у Бога о каждом из нас есть план. С другой, если мы сами ничего не выбираем, если нам ничего не надо, если у нас сформировалось стойкое хроническое безразличие ко всему, что происходит, - значит, нас просто нет.

Мы становимся людьми по мере выбора своих предпочтений, по мере этого ежедневного и даже ежесекундного выбора. Из любой ситуации вывернуть к добру или ко злу. До последнего предсмертного момента человек совершает выбор. Забери у нас возможность выбирать - и у нас не окажется постоянного тренажера для души, для сердца, для мозга, для воли.

И в то же время, как ты ни выбирай, как ни изменяй свой путь, Господь все равно лучше тебя знает, что тебе надо и каким путем, в каком амплуа, в каком статусе тебе нужно идти. Более того, даже если ты выбираешь неправильный путь, Бог все равно сделает так, чтобы в конечном итоге этот путь оказался именно таким, каким Господь считает нужным тебя провести.

И как после всего этого язык повернется просить о чуде?

- А что в этом такого неправильного?

Вот живешь ты с Богом и ощущаешь, что Господь - вот здесь, на кончиках пальцев, в каждой мелочи, в каждой секунде, все Им пропитано, и все, что с тобой происходит, непрестанно свидетельствует о Его попечении, Его любви, Его заботе… Неужели этого недостаточно и нам нужно еще какое-то чудо?

Вообразите себе семью, где ребенок страдает тяжелым заболеванием пищеварительной системы, и родители всю жизнь тратят на то, чтобы кормить ребенка именно теми продуктами, которые позволят ему жить и выздороветь. Ребенок это понимает, но вдруг говорит: «Хочу пирожное. Смертельно хочу! Что хотите, делайте - но дайте мне пирожное». Родители, конечно, могут дать ему это пирожное и при этом предвидеть, что ребенку станет сильно хуже и придется еще больше вкладывать сил, времени и денег, чтобы нейтрализовать этот результат исполнения свободной воли человека.

Но ведь каким же несмышленым надо быть, чтобы от родителей в такой ситуации требовать пирожного! Нужно жить в абсолютно своем непроницаемом мире, не видеть попечения родителей, не видеть собственной болезни и считать, что вся жизнь крутится вокруг тебя одного. Возможно, я глубоко ошибаюсь, но требования чуда у Бога кажется мне чем-то подобным.

У преподобного Исаака Сирина встречается такая мысль, что только по немощи ума человеческого Бог заповедал нам просить у Него хлеба насущного, а тем, кто «совершенны ведением и здравы душой», Христос говорит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам… (Мф 6:33) . Эта мысль в свое время меня просто перевернула. Ведь действительно, какой смысл просить что-либо у Бога, когда мы и так живем в пространстве постоянного Божьего попечения.

Так что же - у Бога вообще ничего просить не надо? А если тяжелая ситуация? Вы ведь сами рассказали, что молились о выздоровлении супруги…

Конечно, молился! Но тут я всегда вспоминаю мысль митрополита Сурожского Антония, которую встретил в одной из его проповедей: дескать, у меня с Богом такая договоренность - я ничего не прошу для себя, но прошу для других. Конечно, Господь хочет, чтобы мы молились и просили о близких, потому что это - проявление нашей любви.

Но тут есть и другой интересный момент.

Нельзя молитву понимать только как запрос. Запрос к Богу - это всего лишь определенная разновидность молитвы и далеко не самая совершенная. Смысл молитвы - в общении человека с Богом. Может показаться, что святые отцы и подвижники благочестия не молились вовсе: не вставали на молитву, не просили Бога о том-то и о том-то. Просто вся их жизнь - каждая секунда - и так была хождением перед Богом.

Они ни на мгновение не выпускали Бога из своего сердца и своего сознания - это и была их молитва, естественная, как дыхание. Точно так же, как любящим супругам не нужно постоянно признаваться друг другу в любви. Они просто живут вместе - и их поступки, их невыраженные мысли и слова, весь ритм их жизни отражают их любовь.

Поэтому молитва - повторюсь - не запрос. Молитва - это в идеале принесение себя целиком в жертву Богу. Вот есть монах-затворник - казалось бы, какая от него польза для мира? Принято считать, что у него нужно просить, чтобы о нас помолился, потому что он, дескать, ближе к Богу и у него «рычагов воздействия» больше. Может, оно и так, но смысл его затворничества - совсем в другом. Он угождает Богу тем, что постоянно находится в состоянии, образно говоря, максимальной «синхронизации» с Ним, и оказывает неоценимую услугу всем людям вообще тем фактом, что в нашем земном мире - в этом царстве хаоса и греха, где все идет совсем не так, как Бог хочет, и идет не потому, что Он так задумал, а потому, что есть мы и с нами, такими уродцами, ничего не поделаешь, хотя и уничтожить нас нельзя, потому что мы еще не совсем безнадежны, - словом, в этом царстве беспорядка вдруг образуется островок, где все идет так, как Господом было для человека задумано. Молитва монаха-затворника - это своего рода представительство, реально дипломатическая миссия перед Богом.

Любопытно еще оценить интенсивность этой молитвы. Среди людей, с которыми мне доводилось общаться и которые для меня в той или иной мере олицетворяют святость, я ни разу не встречал такого, чтобы в какой-то тяжелой ситуации они, пытаясь чего-то у Бога выпросить, меняли ритм своей жизни - грубо говоря, решали: «Вот сейчас надо добавить столько земных поклонов в день и настолько-то увеличить молитвенное правило, и тогда все станет хорошо». Не было такого… И я не могу упрекнуть этих людей в безразличии или холодности. Также не могу сказать, что им не хватает силы воли или не позволяет загрузка. И в этом, мне кажется, есть какая-то очень серьезная, глубинная правда. Когда человек уже живет в некоем приближении к идеалу, когда служит и молится каждый день и больше уже физически не смог бы - в этом есть доверие Богу. Ежедневно жить так, как заповедано, гораздо важнее, чем провоцировать Бога «чудесным образом» вторгаться в нашу жизнь.

Все в порядке!

Если мы чувствуем, что Бог проявляется во всем, в каждом движении жизни, нет ли здесь опасности впасть в этакое «блаженное спокойствие» - все уже хорошо, Господь рядом. Где тогда место для внутреннего напряжения, для работы над собой?

Когда человек успокаивается, это прекрасно. Я не вижу ничего ненормального и противоречивого в том, что человек успокаивается. Находиться в мире с самим собой - это единственно правильно состояние. Возможность достичь внутреннего покоя, внутренней тишины - то, что в православной традиции называется «исихией» - это и отличает верующего от неверующего. Это базовая уверенность, что все в порядке. Тебя может скручивать от страстей, от гнева, от похоти - но это остается на поверхности. А в душе есть глубина, куда ты можешь в любой момент заглянуть и увериться, что мир - гармоничен. Потому что глубина - это Бог, это Церковь, это Христос, Который тебя уже спас. И все это неподвластно земным катаклизмам. Это больше них.

Но Вы спросили о том, не превращается ли человек, который ощущает реальное Божие присутствие здесь и сейчас, в бездеятельного, безвластного, бессильного «пофигиста». Нет, ничего подобного. Наоборот, только тогда, когда человек понимает предельную значимость каждого момента своей жизни и всего того материального, в чем он живет, - только тогда он может начать относиться к жизни правильно. То есть осознавать, что другого мира и другой жизни - не будет. У нас с Вами не будет второго такого же интервью. Если будет - то совсем другое. Момент, который Вы переживаете здесь и сейчас, со всеми его возможностями совершения выбора, - никогда не повторится. А значит, это самый важный и самый значимый момент в Вашей жизни, потому что «есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Из этого понимания исключительности каждого мгновения, каждого человека, каждого предмета проистекает предельная напряженность жизни. Не расслабленность, не успокоенность, а именно предельно напряженная жизнь.

Вообразите, летит лайнер. Пассажиры расслаблены - у них все хорошо. Но ведь пилот и штурман чувствуют себя совершенно по-другому. У них одно неправильное движение - и всё, сотни смертей. И человек, который не ощущает ценности каждого мгновения, напоминает пассажира - «летим, едим, читаем книжку, все хорошо». А тот, кто ощущает себя постоянно на гребне соприкосновения человеческой жизни и Божьей милости, напоминает пилота: он не может откинуться на спинку кресла и задремать. Потому что каждую секунду он несет ответственность.

Такая внутренняя напряженность - неизбежное следствие реальности Божьего присутствия в мире. Человек понимает, что ему и надо «дергаться» именно потому, что все нормально. Ведь если не напрячься в текущий момент, в следующий нормально ничего уже не будет.

Одни говорят: христианство - это исправление грехов, без которого невозможна радость. Другие говорят: христианство - это радость, для достижения которой необходимо исправление грехов. Мысль одна и та же - акценты разные. Понятно, что это не бинарные оппозиции, а просто два конца спектра…

Правда есть и там, и там, а первичен в христианстве - Христос. Оно христоцентрично, не «грехоцентрично» и не «радостецентрично». А когда мы говорим о Христе, мы говорим о чем-то из другого измерения, о чем-то, что не поддается расчленению на составляющие. Потому что во Христе - всё.

Что такое личность Христа? Мне кажется, самые глубокие и самые по-христиански правильные ощущения человек испытывает даже не тогда, когда поет «Христос Воскресе», а когда в дни Страстной недели стоит в храме и вместе со Спасителем идет на Голгофу. Что в этом? Осознание своего греха? Да, потому что мы видим, какова страшная цена его искупления. Чувство радости? Тоже да. И дело даже не в том, что мы знаем о грядущем Воскресении. Просто в самом крестном пути сквозь каждое событие и каждую молитву пробивается свет Божьего Промысла о нас - и значит, Божьей любви. Чувство греха и чувство радости причудливым образом соединены. И нельзя одно отбросить, а другое признать главенствующим.

"Один близкий мне человек недавно произнес фразу, которая меня до глубины души тронула: если и будет мне прощение, то оно будет с огромными слезами. То есть он понимает, что по большому счету простить его нельзя. И в то же время точно знает, что его простят. Объективность и очевидность этого факта не может не родить в нем слез покаяния и глубинной благодарности. А через них - устремленности к Богу как таковому.
Помните евангельский эпизод, где Христос уже после воскресения является апостолам:

После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море (Ин 21:1–7).

Стоило Петру услышать, что Господь воскрес - всё, он бросает рыбу, которую с таким трудом пытался ловить всю ночь и устремляется ко Христу. Если рядом Господь, то Петру уже ничего другого не надо. Ведь все самое главное - в Нем Самом. И это состояние души, в которое каждому христианину - а может быть, и каждому человеку вообще - хочется прийти. Это состояние, ради которого Господь нас и создавал: любить Его не за то, что Он делает, а за то, что Он - есть.

Фото анонса Andy Kays

Это интервью - . Она собрала под обложкой целую серию бесед с известными священниками о чуде в нашей жизни.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия