Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Богослужение в нашем храме совершается ежедневно.

В воскресные и праздничные дни обыкновенно совершаются ранняя и поздняя Божественные литургии. Начало богослужения — в 6.40 и в 8.40 соответственно. Ранняя Божественная литургия совершается в приделе святого пророка Илии (этот придел находится слева от главного алтаря), в редких случаях — в приделе святителя Николая (правый придел; как правило, в нем служат ранние литургии в дни памяти святителя 22 мая и 19 декабря , а также в других исключительных случаях).

Продолжительность совершения Божественной литургии обычно не превышает 2 часов.

Накануне воскресных и праздничных дней в 17.00 в храме собором духовенства совершается вечернее богослужение, называемое Всенощным бдением. Кроме того, вечернее богослужение совершается в пятницу вечером накануне субботней Божественной литургии.

Всенощное бдение продолжается до 3 часов.

Во время Всенощного бдения и Божественных литургий в храме совершается Таинство покаяния — исповедь. За Всенощным бдением и поздней Божественной литургией исповедуют в приделе святого пророка Илии (слева), за ранней Божественной литургией — в Никольском приделе (справа).

В субботу в храме совершается одна Божественная литургия. Начало богослужения в 8.40.

В будние дни в нашем храме совершается утреня, богослужение Часов и Божественная литургия. Начало богослужения в 8.30. Во время службы до начала Божественной литургии в приделе святого пророка Илии совершается исповедь.

По окончании Божественной литургии обычно совершается молебен о здравии (до 11.00) и богослужение об усопших (отпевание или панихида, после 11.00). Затем совершаются частные богослужения — венчания (если положено), крещения и т.д.

В воскресенье вечером в 17.00 в нашем храме совершается вечернее богослужение — вечерня с чтением акафиста. Обычно читается Акафист Пресвятой Богородице. По окончании этого богослужения, примерно в 18.00, все желающие могут отправится посетить болящих в корпус «Травма» городской клинической больницы #67.

В дни Великого поста ежедневное богослужение в будние дни начинается в 8.00 и состоит из так называемых служб суточного круга — утрени, часов, изобразительных и вечерни. В среды и пятницы, а также в праздники, приходящиеся на понедельник — пятницу, к службам суточного круга присоединяется Литургия Преждеосвященных Даров.

Полная Божественная литургия, как правило, совершается только в субботы (Божественная литургия Иоанна Златоуста) и воскресенья (Божественная литургия Василия Великого).

Причаститься Святых Христовых Таин в дни Великого поста можно только тогда, когда совершается литургия — полная или Преждеосвященных Даров.

Более подробно о богослужениях предстоящей недели — см. обновляемый раздел

Построен в 1598 по повелению Бориса Годунова в его вотчине, селе Хорошёве, по образцу Малого собора Донского монастыря предположительно Фёдором Конём.

Трапезная часть и колокольня - XIX века.

Основной объём храма одноглавый, увенчан несколькими ярусами пышных кокошников. С боков к нему примыкают два симметричных придела со схожим декором. Стены и апсиды украшены тонкими лопатками и карнизами со сложной профилировкой.

Первоначальные узкие окна храма были растёсаны в XVII веке, тогда же открытую паперть заменили на обходную галерею. В середине XVIII века (1764-1768) разобрали обветшавшую звонницу и выстроили отдельную колокольню, сохранившуюся до наших дней. В процессе строительства проект колокольни, выполненный Андреяном Афанасьевым, сильно изменился: её сделали выше и скромнее по декору. Чуть меньше чем через сто лет, в 1845 году, разобрали западную часть галереи и выстроили новую трапезную, соединившую церковь с колокольней. По некоторым свидетельствам, уже к тому времени кокошники спрятали под простую четырёхскатную железную кровлю, что значительно обеднило художественный облик храма.

Во время Отечественной войны 1812 года храм был разграблен французскими мародерами. В 1813 году заново освящен.

В 1939 году храм был закрыт и отдан под колхозный клуб, потом - под детскую консультацию.

В 1963-1964 годах под руководством архитектора Б. Л. Альтшуллера церковь исследовали и отреставрировали, частично вернув ей первоначальный облик. Однако восстановить в прежнем виде стёсанные при перестройках перспективные порталы не оказалось возможным. Трапезной и колокольни реставрация не коснулась. В них располагался цех фабрики офсетной печати.

В 1990-х годах церковь полностью передали верующим. Богослужения возобновлены на Пасху 1989 года (30 апреля).

В 1998 году храм отметил свое 400-летие, впервые в истории Троицкого храма его посетил Предстоятель Русской Православной Церкви - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и совершил освящение двух престолов. В благословение храму-юбиляру Его Святейшество передал Казанскую икону Божией Матери с дарственной надписью.

Храм Живоначальной Троицы построен в 1596-98 годах в селе Хорошеве, принадлежавшем в конце XVI века царю Борису Годунову. Здесь же, рядом с храмом, располагался царский путевой деревянный дворец, потому что через село проходила важная дорога - Звенигородский тракт. Первоначально храм с двумя приделами был окружен папертью. Отдельно стоящая колокольня была построена в 1745 году. В 1840-х годах вместо паперти, которую разобрали, была построена обширная трапезная, соединившая здания храма и колокольни в единый комплекс. Храм принадлежал Дворцовому ведомству, и поэтому над его убранством работали мастера Кремлевской Оружейной палаты. В XVII веке храм получил большую известность: 13 июня 1619 здесь встречали направлявшегося в столицу Патриарха Филарета. На службы в Хорошево неоднократно приезжал царь Алексей Михайлович. Ко храму было приписано несколько окрестных деревень.

В 1939 году храм был закрыт и до 1989 года, когда был возвращен Церкви, использовался не по назначению. На Пасху 30 апреля 1989 года состоялось первое богослужение. Более 10 лет храм реставрировался и благоустраивался. Храм был освящен Патриархом Алексием II 5 июля 1998 года. Летом 2002 года восстановлен уникальный декор - керамические блюда в закомарах центрального объема, изготовленные по образцу родосских фаянсовых тарелок, некогда подаренных Борису Годунову гостями из Оттоманской империи.

Источник: стенд у ворот храма



Село Хорошёво (Хорошово) с находившейся в нем каменною церковью во имя Св. Троицы в конце XVI и в начале XVII вв. состояло Московского уезда, Горетова стана, в числе вотчин инокини Марфы Ивановны, матери царя Михаила Федоровича. После этого село поступило в дворцовое ведомство.

В писцовых книгах 1631-33 гг. значится: «село Хорошово, а в нем церковь Живоначальной Троицы каменная, пашни церковные земли пономарские четверть в поле, да сена под деревнею в Пупкове полторы десятины».

При возвращении преосвящ. Филарета Никитича митрополита Ростовского и Ярославского из польско-литовского плена, по указу государя были назначены для встречи митрополита «на последнем стану, в селе Хорошове» 1619 г. 13 июня преосвящ. Иона митрополит Сарский и Подонский, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой и окольничий Федор Леонтьевич Бутурлин; на другой день, 14 июня, митрополит Филарет «в стану из села Хорошова пошел в Москву».

При Троицкой церкви находился придел во имя св. Николая. «5 декабря 1650 г. государь Алексей Михайлович праздновал Николе чудотворцу в селе Хорошове, слушал государь вечерни и всеношного, а к Москве государь приехал за час. 20 мая 1673 г. на праздник Алексея митрополита государь Алексей Михайлович изволил слушать всеношного и обедни в церкви Живоначальной Троицы в селе Хорошове; 21 мая в четверг, государь изволил идти из села Хорошова к Москве. 6 декабря 1675 г. на праздник великого святителя и чудотворца Николы божественной литургии государь слушал в селе Хорошове, и столовое кушанье было в том же селе, а после столового кушанья изволил идти в село Преображенское. 2 декабря 1676 г. государь Федор Алексеевич изволил идти в Саввин монастырь, стан был в селе Хорошове. 6 декабря, на праздник чудотворца Николая, изволил государь слушать всеношного бдения и божественные литургии в церкви св. Николая, что в селе Хорошове; 7 декабря изволил государь идти из села Хорошова в село Павловское и 8 декабря - в Саввин монастырь».

Церковь Св. Троицы в селе Хорошове была обложена данью, об этом имеется запись в приходной книге Патриаршего казенного приказа под 14 декабря 1676 г., по указу св. патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семеникова, в государевом дворцовом селе Хорошове, дани 7 алтын 4 деньги, заезда гривна.

В дозорных книгах 1680 г. указано, что: «церковная земля Живоначальной Троицы пономарская по досмотру сходна с писцовыми книгами 1631 - 33 гг., а по сказке той церкви попа Григория, владеет землею пономарь Петрушка Григорьев, а он, поп Григорий, служит у той церкви из государева жалования, а жалования ему дается на год по 8 руб. да хлеба по 14 четвертей, а больше той церковной земли, что за дьячком, у него нет и иных пустовых земель он не знает…».

Троицкая церковь находилась в числе ружных, причту выдавалась руга по окладной книге 1699 г. 11 июля 1700 г. государь, слушав выписки, указал: «того села Хорошова попу с причетники денежные и хлебные руги не давать и из оклада выложить, а довольствоваться им приходскими людьми, а пашенную землю и сенные покосы меж собою разделить, чем владел пономарь». При Троицкой церкви, кроме придела св. Николая, в 1710 г. существовал придел во имя Федора Стратилата.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.

Церковь во имя Троицы Живоначальной построена в 1598 году по указу Бориса Годунова, только что ставшего московским царем, в селе Хорошеве, его вотчине. Стоявший рядом дворец впоследствии был разобран. Хорошевская церковь – единственная сохранившаяся часть годуновского дворцового ансамбля. Название же «Хорошево» принято связывать с красотой этих мест. В Смутное время, когда неподалеку в Тушине расположился лагерь Лжедмитрия II , его сторонники называли бывшую усадьбу Годунова «монастырь Нехорошево».

Образцом для церкви послужил построенный пятью годами ранее Малый собор Донского монастыря: почти кубический в плане, с одной главой и горкой кокошников. Есть версия, что строил оба храма зодчий Федор Конь, создавший также стену Белого города в Москве и Смоленский кремль. Но есть и отличие: в Донском соборе приделы появились позже, а в Хорошеве были построены сразу. Это связано с особым дворцовым статусом церкви. Один придел был освящен в честь Бориса и Глеба, а другой во имя Феодора Стратилата, то есть в честь святых покровителей самого Бориса Годунова и его сына Федора.

Наибольшее внимание привлекает горка кокошников, образующая пышное завершение церкви. Ранее в их полукружиях располагались круглые глазурованные блюда, выполненные в турецком городе Изник в Малой Азии. Их остатки перенесены в музей, а на фасаде остались лишь выемки.

Облик храма с годами менялся. Сначала были растесаны узкие щелевидные окна, затем в середине XVII века вокруг четверика появилась крытая галерея на аркадах. В 1745 году вместо обветшавшей звонницы над западным входом построена новая трехъярусная колокольня. А в 1845 была заменена часть галереи и выстроена существующая трапезная. Разновременные объемы церкви XVI –XIX веков оказались соединены между собой. Менялись и интерьеры: первоначальный иконостас не сохранился, стены и своды заново расписывались, перспективные порталы с резьбой стесаны, приделы расширены, их изначальные западные стены снесены. Но ядро древней церкви оставалось почти не искаженным.

Летом 1939 года богослужения были прекращены, в здании разместили детскую консультацию и колхозный клуб. В 1963–64 гг. архитектор Б.Л. Альтшуллер провел подробное исследование храма и его реставрацию, в процессе которой были уточнены его датировка и некоторые архитектурные особенности. После этого в здании расположился цех фабрики офсетной печати, ему на смену пришел салон «Цветные камни». В 1989 году было организовано первое богослужение в стенах храма, после чего начался медленный процесс его передачи православной общине.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия