Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Спрашивает Игорь
Отвечает Максим Балаклицкий, 28.05.2009


Игорь спрашивает: Скажите пожалуйста что такое язычництво.
Мы поклоняемся иконам, крестам, образам.
Господь же сказал: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Так как же понять то что мы делаем сейчас? Не идолопоклонничество ли это???

В православии есть одна формулировка, пытающаяся объснить эту подмену.

Согласно решению Второго Никейского собора 787 года, разделяющая ПОКЛОНЕНИЕ, которого достоин один Бог, и ПОЧИТАНИЕ, воздаваемое священным предметам, являющимся символами Божьей невидимой реальности:

"…и чествовати их лобызанием и почитательным ПОКЛОНЕНИЕМ, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней".

Вот несколько комментариев.

1. Библия не различает поклонение и почитание. Например, язычники, ПОКЛОНЯВШИЕСЯ идолам, даже в православном переводе названы ПОЧИТАЮЩИМИ своих богов: Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.

Библия пестрит примерами того, что почитание воздавалось ВОПРЕКИ личным качествам старших: коррумпированных священников, подававших плохой пример родителей и т.д.

А вот поклонение означает возвышение Единого превыше всего земного. Такого достоин только Бог.

2. Даже документ Собора, вопреки современному толкованию Православия, учит ПОКЛОНЯТЬСЯ иконам.

3. Если поклоняться тому, чему Бог запретил, не язычество, что же тогда язычество?

С уважением,
Максим

Читайте еще по теме "Религия, обряды и церковь":

Порой нас, православных христиан, обвиняют в том, что мы – идолопоклонники, поскольку поклоняемся дереву – так называют иконы. Почему в Православии утвердилось иконопочитание? Что для нас икона? И разве Библия не запрещает поклоняться изображениям? На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев.

Отрицающие святые иконы обычно ссылаются на Священное Писание – Книгу Исход, где сказано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20: 4–5). Как кажется этим людям, здесь прямо содержится запрет делать изображения и того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. Однако в Священном Писании мы находим описание иерусалимского Храма, который был построен по прямому Божиему указанию – 3-я книга Царств, глава 6, стих 29. Читаем: «И на всех стенах Храма кругом сделал резные изображения херувимов…» А где обитают херувимы? – На небе. Далее: «…и пальмовых дерев, и распускающихся цветов, внутри и вне…» А дерева, цветы где растут? – На земле. Как видим, в иерусалимском Храме, построенном по воле Бога, были изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. И когда освящался Храм, благодать Божия так наполнила это святое место, что какое-то время люди не могли там даже находиться.

В чем же тогда смысл этого запрета: «Не делай себе кумира и никакого изображения»? Заповедь о кумирах надо читать не с 4-го, а с 3-го стиха 20-й главы книги Исход, где сказано: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим», – и далее дается запрет на изображения других богов. А каким божествам, которые на небе, вверху, поклонялись древние язычники? – Солнцу, звездам, Луне. Язычники обожествляли их. А кому из «тех, кто на земле»? Поклонялись гадам, пресмыкающимся, разным животным. И Библия дает запрет на поклонение всем этим существам и, естественно, на изображения их.

Надо понимать и огромную разницу между священным изображением и тем, что мы называем идолом. Апостол Павел пишет в одном из своих посланий: «Идол в мире – ничто» (1 Кор. 8: 4). Что значит: идол – ничто? Есть статуя Зевса. Но разве в духовном мире какой-то Зевс существует? Конечно, нет. Есть статуя Артемиды Эфесской. А разве в духовном мире существует Артемида Эфесская? Конечно, нет. Идол – ничто, потому что никакая духовная реальность за ним не скрывается, кроме бесов. Сказано, что в идолах обитают бесы (1 Кор. 10: 20). А священное изображение херувима в Храме указывало на реальное существование Божиих ангелов, херувимов, как и изображение Христа в церкви указывает на реального Христа, в Которого мы верим. Поэтому между священным изображением и фантазией идолопоклонников – целая пропасть. Одно есть образ, указывающий на Первообраз, другое, идолы, – в мире ничто, потому что никакая реальность за ними не скрывается.

Икона отсекает наше чувственное субъективное восприятие той или иной божественной реальности

Почему важно иметь иконы? Икона отсекает наше чувственное субъективное восприятие той или иной божественной реальности. Я как-то беседовал с одной очень верующей женщиной, по вероисповедованию евангельской христианкой, и задал ей вопрос: «У вас нет икон, а как же вы молитесь?» Эта женщина, очень искренняя, ответила: «Христос у меня в сердце, и я Ему молюсь». Тогда я спросил: «Скажите, а как Он выглядит?» Она очень смутилась, но я попросил все-таки ответить на этот вопрос и услышал: «Он такого небольшого роста, рыженький». – «А Он вам кого-нибудь напоминает?» – «Да, в молодости я знала одного бухгалтера, он очень похож на Него…» Субъективное человеческое восприятие духовной реальности искажено, потому что в результате грехопадения наиболее пострадал чувственный аппарат человека (Мф. 15: 19). И доверять своим фантазиям, галлюцинациям – очень опасно. А икона – это образ, явленный святому человеку, который или сам написал икону, или руководил иконописцем, ее писавшим, а все последующие иконописцы делали список. Икона – это бесстрастное ви дение духовной реальности, и это очень помогает нам, особенно во время молитвы.

И другой важный аспект. Обычно, когда мы общаемся с людьми других вер и заходит вопрос об иконах, я обращаю внимание на то, что и у них тоже есть изображения. К примеру, в журналах «свидетелей Иеговы» «Сторожевая башня», в других изданиях есть же изображения Христа, апостолов, пророков… Когда я указываю на это обстоятельство, мне говорят: «Но мы же не поклоняемся этим изображениям». Говоря об иконопочитании, мы ведем речь о двух позициях: первая позиция – можно ли иметь изображения, а вторая – можно ли почитать эти изображения. Кстати, мы, православные, никогда по отношению к иконам не используем термин «поклонение», но только «почитание», то, что в нашей традиции называется «почитательное поклонение». И если касаться первой позиции, то очевидно: изображения есть у всех. Евангельские христиане распространяют детские Библии, в которых очень много изображений, у других мы видим иллюстрации в журналах, брошюрах, иных изданиях. Отвечая на вопрос, можно ли почитать эти изображения, мы открываем книгу Исход, глава 3, стихи 1–5, стих 5 – ключевой, на который мы обратим особое внимание:

«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: “Пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает”. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: “Моисей, Моисей!” Он сказал: “Вот я”…» И – внимание! – сейчас будет стих 5, очень важный для нас: «…И сказал Бог: “Не подходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”».

Сразу возникает вопрос: а почему земля стала святой? Что, изменился ее химический состав? Когда я задаю такой вопрос представителям разных неправославных христианских направлений, они отвечают: «Там присутствовал Господь». Тогда я смотрю на их лакированные ботинки и говорю: «Разувайтесь. Бог – вездесущий. Вот, об этом говорится в Псалтыри, псалом 138, стих 7 и далее: “Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя”. Бог вездесущий. Так почему земля стала святой? Ведь сказано Моисею: “Сними обувь с ног твоих”. Причина: “Ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”». Возникает естественная пауза, и неправославные мне отвечают – с точки зрения православной традиции: «Всякий раз, когда Бог проявляет Свое присутствие через посредство материи, происходит освящение этой материи».

Всякий раз, когда Бог проявляет Свое присутствие через посредство материи, происходит освящение этой материи

Да, всякий раз, когда Бог проявляет Свое присутствие через посредство материи, происходит освящение этой материи. Бог проявлял Свое присутствие в иерусалимском Храме, и псалмопевец Давид говорит: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему» (Пс. 5: 8).

Благодать Божия многоразлично и многообразно действует в этом мире – она может действовать даже через одежду святых угодников Божиих. В книге Деяний святых апостолов сказано: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19: 11–12). Благодать Божия может действовать даже через останки, через мощи святых угодников Божиих – об этом мы читаем в 4-й книге Царств: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13: 21). А что же воскресило этого человека? Кости? Конечно, нет. Благодать Духа Святаго, которая почивала – где? – на костях Божиего пророка. Здесь четко обозначен этот момент: «И он при падении своем коснулся костей» пророка Елисея, ожил и встал на ноги свои.

Для нас икона – это священное изображение. А все посвященное Богу заслуживает почитательного поклонения. В книге пророка Даниила рассказывается, как правитель Валтасар использовал не по назначению сосуды из дома Господня, хотя, с точки зрения формальной протестантской логики, чашка – она и есть чашка. Но в ту же ночь Бог умертвил Валтасара и его людей за то, что они непочтительно относились к священным сосудам, попустил им быть убитым (Даниил 5 глава). В Библии рассказывается, как некий муж, по имени Оза, увидел, что Ковчег Завета накренился, когда его переносили, и он дерзкой рукой решил поддержать его – и в тот же момент пал мертвым на землю (2 Цар. 6: 7).

Мы почитаем Господа в Его чудесных явлениях – через святые места, через освященные вещи Его угодников, через святые иконы, которые есть очень важное напоминание о Божественном и являют нам именно правильное восприятие духовной реальности, не связанное с нашими субъективными чувствованиями. Иконопочитание ни в коей мере не противоречит слову Божию. Напротив, Священное Писание устанавливает значимость этого почитания, которое направлено на прославление Бога и Его святых.

Вопрос: Как справедливо заметил Г. Померанц, самое лучшее, что есть в Православии — это иконы, лики и образы святых. Я тоже так считаю. Я поклоняюсь иконам и считаю необходимым иметь дома как можно больше икон (не до фанатизма, конечно). Я знаю, что баптисты не ходят в православные храмы и не почитают иконы. Хотелось бы узнать, почему? Как вообще баптисты относятся к иконам? И как к ним относится Господь Бог — вот главный вопрос. Как Бог относится к иконам, так должен к ним относится и человек?

Ответ: Григорий Померанц прекрасный религиозный философ. Многие его высказывания стали афоризмами, его лекции несказанно интересны и содержательны, ценны оригинальными неординарными суждениями. Его имя я помню ещё со времён Брежневского застоя, когда свободную мысль высказать было рискованно. Людей мыслящих неординарно называли диссидентами. Померанц был среди них, и даже терпел преследования за свою приверженность свободе. Ум его потрясающе глубок и сердце широко. Пожалуй, я соглашусь с ним, что в православии самое ценное это иконы и лики святых. Это ценность и оригинального искусства, и многовековой традиции. Как бы там ни было, в этом собрании многовековая история православия, ведь иконы и лики святых хранят в себе жития людей, канувшие в лету истории, запечатлённые особым языком, людьми с особым видением мира. Я знаю различные увлечения, вообще людям присуща эта страсть, собирать, копить различные, с их точки зрения, ценные изделия. Рисунки ли это, марки почтовые, монеты или сувениры, или вот как вы собираете иконы, эта страсть как и прочие очень распространена. Недаром бизнес на иконах, особенно старинных так выгоден, что люди рискуя свободой, старались и стараются вывезти на Запад иконы, где могли продавать их очень даже дорого. Доныне такие старатели путешествуют по вымирающим деревням, ища оригинальные и наиболее старинные иконы. Рынок икон пожалуй растёт в наше время. Ведь кроме индивидуальных коллекций, иконы требуются в новые храмы, коих строится немало. Это украшение привлекает многих. Иногда мы слышим об ограблении деревенских храмов, о разрушении иконостасов, и о воровстве икон. Даже мощи разворовывают. Вот самое свежее сообщение. «Из храма святой великомученицы Екатерины на Васильевском острове Петербурга похитили мощи святых, сообщил источник в правоохранительных органах в среду. По его словам, неизвестный проник в кабинет настоятеля храма Святой Великомученицы Екатерины и похитил церковную утварь, ценности и мощи святых, в том числе Александра Невского, Николая Чудотворца, Петра и Февронии. Похищены также чаша для причастия и пять нательных крестиков». Это ведь тоже, своего рода поклонение. Видимо и такие артефакты в цене. Не скрою, меня смутила ваша страсть поклоняться иконам. Возможно, вы хотели сказать о вашем увлечении, как о пристрастии, схожем с поклонением или правильнее будет сказать преклонением, как о страсти. Так бывает, например наша русская поговорка гласит: «Охота пуще неволи», когда страсть так сильна, что она преодолевает все препятствия. Я не могу себе представить современного образованного человека, который поклоняется иконам. Я кстати баптист, и зайти в храм православный для меня вовсе не проблема. Я это делаю, конечно, не как ритуал, но из желания обнаружить в храме возможность, встретить людей чтущих Христа, поклоняющихся Христу, и с ними разделить общение веры, ведь раньше православие было христианством. Однажды в церковной лавке, думаю, тут самые просвещённые люди пребывают, книги там толстые, икон море, ну свечи всякие, я завёл разговор о вере нашей христианской. Спросил, что почитать рекомендуете. Да, вот предложила продавщица книжку, молитвослов. И вот книжка о праздниках, сегодня великий праздник как раз. Что за праздник, шевельнул я в памяти своей даты знакомые, уже решив, что засуетился и пропустил важное событие. «Праздник усекновения главы Иоанна предтечи» — был ответ. Кто же этот такой? – спросил я. Такой великий был очень знаменитый и святой. А что же, кто его обезглавил? Ну не знаю. Так наш он был или ихний? Да не знаю. Ну, если мы празднуем усекновение его главы, стало быть он были наш враг и мы его победили? Да нет вроде. Так если он был наш, и ему, нашему, голову отрубили, что же мы празднуем тогда? Чего ты пристал, что тебе тут надо, убирайся вон — возмутилась женщина, и я понял, что наш разговор не имеет продолжения. Это кстати не единственный случай, и я вовсе не провоцирую людей на конфликт. Видимо захоронения, раки с мощами и святые стены делают что-то с обитателями этих хранилищ, так, что они, любя останки неизвестных им и почивших сотни лет назад людей, они ненавидят живущих сегодня. Они охраняют покой пространства храма, разрушая покой в душах людей. Так ведь в своё время баптистов изгнали из православных храмов России. Ведь баптисты вовсе не заморский продукт. Это те же православные, которые стали читать Священное Писание, спрашивать батюшек о прочитанном. Спрашивать о том, где можно в Библии почитать об иконах, где написано о мощах. Почему крестим младенцев, которые не могут веровать и не разумеют Писания? Их изгнали, при этом жестоко расправлялись и ссылали в Закавказье и в Сибирь. Теперь я вижу в храме людей, которые целуют иконы, кланяются пред ними и осеняют себя крестным знамением. Некоторые бабушки свечи зажигают, ставят на подсвечник, и тут же их убирают другие бабушки. Мысли возникают. Наверное, чтобы снова продать? И вот Померанц, очень проницательный мыслитель, он ведь в религиозной тематике философствует. И заметил, что в православии самое красивое иконы. А Христа не заметил. Ну, вы правы, это наши человеческие немощи. А как к иконам относится Бог. Вот вопрос. Стал я искать ответ. Где же ещё искать, если от Бога у нас единственное слово – Библия. Перерыл всю Библию, и что понял. Бог Библии такой Абсолют во всём, и как Творец, и как Вседержитель, т.е. источник жизни, и как Объект поклонения. Бог вообще не терпит, когда человек поклоняется кому — либо кроме Него, тем более, если человек поклоняется, чему ни будь. «Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки. Аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям »: Рим.1:25,26. Похоже и у нас то же самое происходит.

В первой заповеди Закона, данного Моисею, написано: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно ». Исх.20:2-7. Вот ещё один текст: «Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен ». Исх.21:20. Исходя из этого жёсткого предписания, вывод можно сделать единственный. Никаких изображений, тем более для поклонения делать нельзя! Затем Моисей повторяет. «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ». Втор.4:15,16. Никому, никогда нигде нельзя поклоняться, только Богу! Посмотрите, как пророк Исаия насмешливо описывает действия языческих жрецов, своими руками создающих себе идолов для поклонения: «Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет среди деревьев в лесу, сажает ясень, а дождь взращивает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога и поклoняется ему , делает идола и повергается перед ним . Часть дерева сжигает в огне, другой частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «Хорошо я согрелся, почувствовал огонь». А из остатков того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается пред ним, и молится ему, и говорит: «Спаси меня, ибо ты бог мой ». Ис.44:14-17. Чем иконы отличаются от идолов тех древних народов? То же ремесло, дерево, краски, фантазия художника, и полное презрение Божьего запрета. И если для язычников, наученных так, не знающих истины, это может быть извинительно, как такое пренебрежение Божьего слова можно оправдать в христианстве? «Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «Половину его я сжег в огне и на углях его испек хлеб, изжарил мясо и съел. А из остатка его сделаю ли я мерзость? Буду ли поклоняться куску дерева?» Он гоняется за пылью – обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «Не обман ли в правой руке моей?»» Ис.44:18-20. Конечно, современные учителя православия говорят, что мы не поклоняемся иконам, иконы, являясь образами, тех, к кому мы обращаем свои молитвы, только помогают нам сосредоточиться молитвенно. Но такое объяснение лишь умножают ложь. Миллионы православных, иконами, как и вы, заполняют дома, дачи, автомобили, рабочие кабинеты, больницы, тюремные камеры. Наверное, самый ходовой товар на рынке – это иконы. Каждая икона сопровождается описанием проблем, болезней, избавиться от которых она помогает. Для пущей верности рядом истории как они мироточат, как они не сгорели в огне, и как пошёл дождь, когда кругом была засуха. И творятся молитвы иконам, и распространяются слухи о всесилии икон, и отсылаются больные люди к иконам. Именно иконы, как одушевлённые предметы являются центром всех молитв и всех надежд. Не Бог, не Христос, но икона. Но даже если допустить, что икона лишь образ помогающий сосредоточиться в молитве, то где в Писании можно найти обоснование молитв обращённых к людям? Получается двойная ложь.

А как же Бог относится к Иконам? Так же, как и ко всему, что греховное сознание людей делает себе объектом поклонения, и тем самым отвергают Бога, пренебрегают Богом. «Непослушание есть такой же грех, что и волшебство ». Там где Бог, там нет места иконам, как нет места и никаким иным предметам поклонения. Там где Бог, там тела умерших захоронены. Там где Бог, там не целуют изделия рук человеческих, там не повергаются пред людьми, не молятся на прах покойных. Эта индустрия поддерживается бесчисленным множеством ворожей, бабок заговаривающих болезни, наводящих порчу и снимающих её. Все свои идольские манипуляции они делают только при наличии свечей, икон, и крестных знамений. И все они любят иконы. Однако все такие манипуляции Богом отвергаются и осуждаются. «Ворожеи не оставляй в живых». Исх.21:18. Христиане первых лет, обращаясь ко Христу оставляли все языческие предметы поклонения, и в том числе те, которые приносили немалый доход. «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такой силой возрастало и укреплялось слово Господне». Деян.19:18-20. Есть у православных и такой аргумент. Мы ведь церковь Божья, а у Бога все живы. Поэтому мы сохраняем в своём церковном собрании всех учителей и никого не почитаем мёртвыми. Мы, говорят они, просим ведь своих служителей или наставников, помолится за нас. Так и Писание учит: «Молитесь друг за друга». Однако это человеческая фантазия, которая в Писании не имеет никакого основания. У Бога действительно все живы. У нас же есть граница, когда живые покидают свой видимый мир и уходят в мир иной. И нигде и никогда Бог не давал даже намёка на такое смешение мира смертного земного и мира духов. Те, кто дерзнул на такую практику, отвергли Божье определение и фактически находятся в противлении Божьему откровению. Явление Моисея и Илии есть чудо Преображения, никогда не повторившееся. Когда-то давно, кто-то неведомый предложил такое заманчивое и высокодуховное служение. Хранить память о почивших, вспоминать о них, затем это перешло в такой обряд, закрепилось, приняв формы закона, так что сегодня люди вообще не знают Спасителя, не умеют молиться, не читают Священное Писание. Иконы, ничего не значащие картины стали богами, перед которыми зажигаются свечи, шепчутся молитвы. Ведь когда- то они были действительно только картинами, и вызывали смущение самим фактом появления. Сколько было сломано копий, прежде чем иконы были приняты, как образы, как картины. Но важен первый шаг. Первый шаг в неверном направлении обязательно приводит к утрате истины. Мир теней взял в свои руки власть над миром живых. Мир живых отказался от Бога, удовлетворившись рукодельным миром икон, праха, мощей и легенд. Самая популярная икона, матерь Мария, прекрасная Мария, держит на руках младенца Иисуса. Спаситель мира, в картинах иконописцев, предстаёт как немощный, беззащитный младенец. Вся власть и над младенцем и над его церковью в руках Марии. Но это не евангельская картина мира. Евангельская картина мира – Христос Глава Церкви. Христос победитель смерти. Христос Царь Царей! Христос очищающий свой Храм, с бичом, со властью, как Он и говорит в своём слове. «И, приблизившись, Иисус сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам. И вот Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ». Матф.28:18-20. Таково Его слово ученикам и апостолам и церкви: Научите всех, тому, что Я повелел вам! Я снова перечитал Евангелие Иисуса Христа. В Евангелие я не нашёл ничего, что хоть как-то оправдывало бы учение о мощах и иконах, и прочих практиках православия. Это есть прямое нарушение повеления Господа. Как может Господь относится к нарушителям Его повеления? Вот как, например Он говорит ангелу Пергамской церкви. «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения николаитов, которое Я ненавижу. Покайся, а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих » . Откр.2:14-16. Вот как он говорит церкви Ефеса: «Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься ». Откр.2:5. Сходите в Ефес. Сходите в Пергам. Я ходил. Пергама нет. Ефеса нет. Светильник сдвинут. И Византии нет. В Стамбуле, бывшем Царьграде, в главном, некогда христианском храме, с тех пор как стали рисовать иконы, христианство исчезло и теперь мусульманская мечеть.

Вот как относится Бог к человеческой неверности. Так же, вы правы, должны и мы относится к данному нам Богом спасительному учению.

«Достоин Агнец закланный принять силу, и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение». И всякое создание, находящееся на небе, и на земле, и под землей, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков».

21 комментарий

    Отлично! Спасибо!
    Да благословит Вас Господь Бог Вседержитель и укрепит Вас в Духе Божьем — Духе Силы, Любви и Целомудрия!

    [Исх.25:18] и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки.

    [Иов5:1] Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты?

    [Тов.12:15] Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго.

    [Иак.5:16] Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

    [Откр.5:8] И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.

    Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

    В протестантизме приветствуются личные отношения между человеком и Богом, в православии обычно прибегают к содействию святых, которых называют посредниками. Это не совсем соответствует теологии ап.Павла, который писал:
    Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус.

    Православные священники считаются посредниками между Богом и человеком в этом мире, а святые — посредниками в царстве небесном. Но в православии много ортодокс-догматиков, поэтому требовать от них сколь-либо сознательного отношения к этим вопросам — значит преувеличивать их познавательные возможности, и Ваш диалог с продавцом в церковной лавке наглядно демонстрирует это. Каждый выбирает ту конфессию, до которой смог духовно дорасти.

    Буква убивает, дух животворит. Я разделяю убеждение Померанца, что человек является существом незавершённым, которое пытается завершить себя в образе иконы. На иконе человек изображён таким, каким должен быть в идеале и каким должен стать перешагнув порог царства Божьего. На иконе изображён человек настоящий, с которого стёрли все ложные личины и социальные напыления. Человек истинный. Не общественная молекула, которая отождествляет себя со своим телом, родом, статусом, профессией, образованием, набором убеждений в конце концов, а человек, с которого смыли всю грязь социализации. Лишённый эгоизма и самомнения, он предстоит пред Богом просвещённый светом истины.

    Человечество в его настоящем состоянии является незавершённым — вот та идея, которая отражена на иконе. На иконе изображён уже не затёртый грехом человек, а человек, который возвратил себе образ и подобие Божье — наше исходное и конечное духовное состояние. Не идол, а идеал, олицетворяющий духовный путь назад, к своей первоначальной святости, путь который не имеет ничего общего с язычеством, коллекционированием или поклонением кумирам.

    Мир Вам благословенный Виталий. Слава Богу за всё. Как относится Бог к иконам? — это один вопрос.Как относится к иконам Померанц или я — это другой вопрос. Тексты приведённые вами ни на йоту не дают основания делать иконы предметом поклонения. В равной мере не дают основания и творить молитвы, обращаясь к умершим. Херувимы, как служебные духи, Богом сотворённые имеют от Бога особое поручение. Некоторые совершают помощь, некоторые доносят Божьи повеления людям.Некоторые приносят Богу от людей стоны и просьбы, молитвы. Но Бог не давал людям такого задания. Никому из людей, ушедших с земли,не дано права ходатайства пред Отцом от лица людей на земле оставшихся. Тем более делать святыми останки греховной плоти. Поклоняться мощам,наделять их чудодейственной силой есть грех! Ведь плоть и кровь Царства Божьего не наследуют. Обсуждать искусство живописи, коим является в том числе и иконопись, тут нет проблем. Один может видеть на иконе человека совершенного, другой может видеть человека уродливого. Если можно изобразить красками душу, в чём я сомневаюсь, тогда ещё есть смысл говорить о попытках изобразить человека совершенного. Но на самом деле на иконах изображается человек не только не совершенный, но и ещё не человек вовсе. Все эти изогнутые человекоподобные, с отсутствием признаков жизни, никакого совершенства не представляют. Это уже фантазия смотрящего,а фантазёров тут приложилось несметное множество.

    Любое наше представление о Боге уже является созданным образом. Когда человек говорит о Боге, он говорит о том образе Бога, который сформировался в его сознании на основании религиозного образования. Когда человек молится Богу, он молится тому Богу, в которого он верит. В христианстве Бог милосердный, в исламе справедливый, в буддизме бесстрастный. Это всё ментальные иконы возникшие при чтении священных книг. Любая из этих икон является ложной, так как ограничивает Бога в его проявлениях. Милосердный может оказаться жестоким, бесстрастный может проявить соучастие, а справедливый может вопреки логике проявить милосердие.

    В ветхом завете у Бога множество имён и каждое имя представляет единого Бога с новой стороны. Это не многобожие, это взгляд на Бога с разных сторон. Зачем Бог открывал человеку свои имена? Чтобы каждое имя ассоциировалось в сознании человека с определённым набором Божьих качеств, и чтобы называя Бога по имени, человек твёрдо знал, что из себя представляет этот Бог.

    Женщина твёрдо верит, что будет наказана, если не подберёт на улице бездомную кошку. Её представление о Боге соответствует самому Богу? Или в её голове живёт ложный образ Бога?
    Многие «православные» женщины знают, что работать в православные праздники — большой грех, Бог за это накажет. Это истинный образ Бога или ложная коллективная икона?

    Икона есть изображение. Вы же предложили вариант воображаемого образа. Воображаемый не сопоставим с изображением. Бог, которого представляют люди, есть плод их воображения. Бог который Себя открывает, Бог Библии, непостижимый и непознаваемый, есть Бог истинный. Сравнивать продукт человеческого грехом испорченного ума, и Божье откровение несерьёзно. Кстати, именно здесь и пролегает граница утраты истины. Бог Дух открывшийся в Писании, это высший и непререкаемый авторитет и истина. Бог придуманный человеком, изображённый в описаниях и рисовании — это лжебог.Поступки женщины или женщин, да и мужчин в не меньшей мере вовсе не является иконой, не частной, не коллективной. Тут вы подменяете понятия.Приводя примеры буддистской традиции или иной, вы тем самым показываете, что для вас Бог, не есть Бог Абсолют, открывший Себя человеку. Для вас бог — это изобретение человеческого ума. Правильно ли я понял?

    Все образы, которые человеческая рука запечатлела в слове или символе, пришли из головы. Поэтому разница между воображаемым образом и иконой несущественна.

    В Библии нет никаких окаменевших представлений о Боге. Там сказано, что Бог есть Дух. Такое определение Бога, данное Христом, истинно и неопровержимо. Любые другие определения Бога, противоречащие откровению Христа, являются ложными.

    В тоже время я не позволяю своей гордыне сказать, что Бог присутствует только в христианстве. Я изучал работу покойного А.Меня «В поисках Пути, Истины и Жизни» в которой он утверждал, что опыт Богопознания является универсальным всечеловеческим. Бог является Отцом всего человечества, а не только иудеев или христиан. Тут бы уместно привести рассуждения Вассермана «Под кем мы ходим»:

    Наш русский мир воспринимает слово образ — как нечто, существующее в мире невидимом, требующее описания, точного выражения. Слово икона воспринимается как коммерческий продукт религиозного происхождения. Скажут вам: «Подайте образ» и вы застыните в изумлении. Скажут: «подайте икону» — и никаких вопросов. Разница более чем существенна. Опыт Богопознания универсальный, тут нет вопросов. Ведь в проповеди святой апостол Павел так и говорит: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, чтобы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас; ибо мы Им живем, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: „Мы Его и род“.
    Деян.17:26-28. Ваше слово: «В тоже время я не позволяю своей гордыне сказать, что Бог присутствует только в христианстве». — показывает нашу общую ошибку. Мы познаём мир отталкиваясь от себя, опираясь на себя, свои познания и свой опыт. И иногда кто-то находит там и Бога. И изображает его на своё усмотрение. Это не приемлемо для познания Бога. На этом пути неизбежны заблуждения. Бог Сам открывает Себя человеку. Это и есть Истинный Бог. Единый, Непостижимый, Бог Творец видимых и не видимых миров. И Он всегда, и везде, ибо мы им живём. Бог всему творению даёт жизнь и всё потребное для жизни. Вассерман по сути признал Бога Библии единственным истинным Богом.

    На Ваши, Виталий, слова: «В тоже время я не позволяю своей гордыне сказать, что Бог присутствует только в христианстве.» привожу великие истины Слова Божьего:
    «Он (Господь Иисус Христос) есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого Имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». (Деяния 4:11-12)
    «Иисус сказал ему: Я есмь Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня.» (Иоанна 14:6)

    Извините за вторжение, но умышлено неверное истолкование изображения на иконе ничего не изменит. 1 Человек не утратил образ Творца:- кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по ОБРАЗУ БОЖИЮ;(Быт.9:6). А на счёт идеала олицетворяющего духовный путь НАЗАД, Священное Писанние говорит следующее:- 47 Первый человек — ИЗ ЗЕМЛИ, перстный; второй человек — Господь С НЕБА.
    48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
    49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
    50 Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
    51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
    52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
    53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
    54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
    (1Кор.15:47-54) 2Кор.5:17 Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
    2. Гал.6:15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. И любое отклонение от сказанного — есть отступление от Истины. Можно по всякому преукрашивать заблуждения/или сознетельный грех/ но всё что отступает от написанного в Св.Писании не есть от Бога, но от человека!

    Не знаю, какой «ваш русский мир» так воспринимает. «Икона» — слова греческое, а не русское, в русском языке его нет. В деревнях говорят только «образа», «иконы» — это из лексикона интеллигенции. Библия тоже является коммерческим продуктом религиозного происхождения, в той самой мере, что и иконы — а баптисты поют «известна мне книга живая» (!!!), отождествляют её с Самим Христом, дескать, и то, и другое называется Словом Божиим, то есть элементарно идолопоклонствуют, поклоняясь бумаге и краске.

    Не сердитесь, благословенный Олег. У баптистов есть песня «известна мне церковь живая». а такой, которую вы назвали нет. Ошибки прощаются. Иногда у баптистов действительно, можно наблюдать и признаки буквоедства. Один православный батюшка так пошутил над излишним увлечением буквой, которое, н среди баптистов. В одном селе, жили два соседа. Один баптист, другой православный. Однажды православный сосед, видит баптиста, который во дворе копает яму. «Что ты делаешь»? — спрашивает он соседа. «Копаю яму»:- отвечает тот. «Зачем»? «Так написано: «Из глубины взываю к тебе». Шутка вполне приемлема. Но чтобы поклоняться бумаге и краске, такого конечно нет. Соглашусь, что в деревнях «образа»,распространены, не меньше чем иконы. Однако это не меняет суть. Говоря образа, с ударением на последнем слоге, все совершенно однозначно понимают под этим словом именно иконы. И самый популярный деревенский поэт, почти сто лет назад писал:
    «Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
    За неверие в благодать
    Положили меня в русской рубашке
    Под иконами умирать».

    Мне стыдно за вас, баптисты. Чтобы стать чище можно испачкать кого-то грязью. Злословить то, чего не понимаешь велика ли добродетель. Баптизм самый настоящий заморский продукт. И не надо лгать. Баптистов в свое время изгнали из православных храмов? Помечтайте. Все доброе, что вы якобы имеете, вы взяли из православия (и Библию тоже). Лидеры ваши все без исключения читают православные книги, и знания свои черпают именно от туда. Потому, что своего у вас ничего нет. Знаю по опыту. А за статью мне просто стыдно.

    Мир и благодать вам брат Алексей.Стыд есть проявление доброе, ибо указывает на внутреннюю нечистоту. Так было с Каином. Его брат Авель принёс Богу жертву, которая была принята Богом. А Каин схалтурил. Бог его жертву не принял. И Каин, вместо того чтобы исправиться, убил своего брата Авеля. Христианство родилось в Иерусалиме, нынешний Израиль. Православие в Россию экспортировано из Константинополя, нынешней Турции. Бог посылал свои сигналы в Византию. В частности в послании в Ефесскую церковь Бог сказал. «Покайся. Если не покаешься, сдвину светильник твой». Сегодня Турция страна ислама. Но живёт в Европе и стремится в Евросоюз. Мы же, православная Россия, пока проходим путём своей духовной матери Византии, и вместо покаяния ожесточаемся в ложной святости изолируя себя от Христа. Ислам уже не на пороге. Ислам уже в доме.

    Здравствуйте. Спасибо Вам, брат Юрий Кириллович, за полный и обоснованный Писанием и историей ответ.
    Вот чесслово!! не пойму, почему православные при упоминании и Христе тушуются, а при обосновании Писанием язычности икон — начинают обвинять христиан в ереси и пристыжать?…
    Очень горько и обидно (не за себя, а за тех, кто заблуждается), что авторитет преданий в православии выше авторитета Библии, и что значимость некоторых праведных (с точки зрения людей) выше значимости Жертвы Иисуса Христа, и что люди приходят в храм не ради Бога, а для исполнения своих желаний (как к золотой рыбке), что прославляют и почитают людей и иконы превыше Самого Бога..
    Ведь Иисус так страдал, чтоб дать людям возможность Спасения и общения с Творцом напрямую! Зачем же искать себе посредников? Один Посредник — Христос!
    Почему бы самим православным, вместо молитвослова, также усердно не заняться исследованием и изучением Священного Слова Божия?
    Наверное, просто неприятно принимать обличение, подтвержденное Писанием, и копаться в своих ошибках (или хотя б доказать ошибки других, раз уж уверенны в своей правоте)?…. Проще обвинять, стыдить и отстаивать свое во что бы то ни стало..
    Благослови их Господь успеть до Суда понять Истину Божию (из Писания) и спастись. Ведь Бог — справедливый Судья и лицеприятия не приемлет..
    Искренне желаю всем Спасения в Господе Иисусе Христе.
    Да исполнится Воля Господа! Как хочется, чтоб спаслось большее количество людей!

    Скажите, Юрий Кириллович, а откуда в православии такое почитание тел умерших? И в чем роль обряда отпевания? (Спрашиваю Вас, как человека изучающего).
    Спасибо

    Мир Вам уважаемый Ника. Я не склонен обвинять православных. Проблема очень древняя. Ведь год за годом, во времена оные, когда ещё и Писания не было, складывались жития, узаконивалась литургия, и учителя-авторитеты церкви, приобретали влияние больше чем Христос, больше чем Писание. Они даже умирая остаются авторитетами для живых. Посмотрите, как в Российском светском обществе сильны авторитеты умерших вождей. Как дрожит сильная чекистская власть, способная упечь в темницу живых инакомыслящих, но боящаяся тронуть прах истлевших вождей. Так укрепилось благоговение перед мёртвыми. Так буква стала выше Духа, так человек и его прах стал ценнее Евангелия. Это ведь века складывалось. Запад пережил Реформацию. Реформация породила обновление католичества. Чего стоит один Ватиканский Собор. Но прежде горели костры. Инквизиция святая ревностно служила святому престолу. Будет ли Реформация в Православии. Это вопрос. Католическая Церковь пошла на реформы под напором развивающегося протестантизма. Явная утрата влияния и в Европе, и в Америке, особенно в третьем мире, побудила католиков к пересмотру своих традиций и установлений. Православие же стало только поместной церковью, национальной церковью. В планетарном масштабе православие исчезающая религия. Заметьте, как взаимно, и церковь и государство в этой симфонии живут в поклонении мифам, бояться правды, бояться глядеть в глаза действительности. Именно страх перед неизбежными переменами разжигает ненависть и вместо дружеского христианского диалога, мы встречаем проклятия, угрозы и террор.

    Статья называется: «Как Бог относится к иконам?»
    А не точнее ли было назвать: «Как Ю.К. Сипко на основании им понятого Священного Писания относится к иконам?»?
    Конечно, — это название взято из вопроса, но отвечающий должен же быть грамотнее спрашивающего… Прямого ответа на вопрос, как же Бог относится к иконам в Писании нет и быть не может, поскольку икон не было. Ссылки на обличение идолопоклонства в Ветхом Завете доказывают недопустимость почитания ИНЫХ и ЛОЖНЫХ богов, недопустимость обожествления того, что Богом не является, а вовсе не обличают иконопочитание, как его понимает православие. И, кстати сказать, за действия тех людей, которые, называя себя православными, не понимают православия (или не вполне понимают), православие несет только ту ответственность, что призвано разъяснить им действительное православное понимание веры и христианской жизни.
    Может ли почитание икон приобретать неправильные и прямо языческие формы? — Да, конечно, и мы это, к сожалению часто видим.
    А может ли почитание Священного Писания приобретать неправильные и прямо языческие формы? — Да, конечно, и мы это тоже часто видим.
    А может ли почитание самого Бога Живого приобретать неправильные и прямо языческие формы? — Да, конечно, и мы это тоже видим.
    А молитвенное усердие всегда здорово? — Заставь дурака Богу молиться, — он лоб расшибет. Но виноват же дурак, а не молитва.
    Ссылки на неправильное восприятие иконопочитания — не довод против иконопочитания. Как и история про копание ямы баптистом — не довод против чтения и попыток понять Священное Писание. Как и язычески-потребительское, магическое или самодовольно-фарисейское отношение к Богу — не довод против почитания Бога.
    Григорий Померанц — весьма уважаемый человек, но он ошибается: лучшее и единственно ценное в православии — вовсе не иконы, а Христос. Впрочем, возможно, его неполно и неправильно процитировали.
    С суевериями и язычеством нужно бороться всюду, а этой псевдорелигиозности полно — к сожалению — даже вокруг той непрерывающейся Священной Традиции, которая пронесла неповрежденной через все века апостольскую веру (я православие имею в виду).

    Мир вам, уважаемый брат Андрей. Отчасти вы правы в том, что действительно мы обсуждаем наше отношение к тому или иному проявлению веры нашей. Однако сравнение отношения Сипко к поклонению иконам, и отношения православия к поклонению иконам, может остаться бессмысленным, если у нас нет ясного понимания Божией воли в этом вопросе. И Сипко и православие в целом, окажутся отвергнутыми Богом, если они Его волю нарушат, Его закон не исполнят. Вы признаёте, что народное православие превратило иконы в божества и поклоняется им вопреки воле Бога. Одновременно вы делаете намёк на то, что существует настоящее православное иконопочитание. Когда весь мир видит, как священник подносит икону президенту страны и он кланяясь пред ней, её целует, то для всех нас это и есть высший урок истинного православного поклонения идолам. Когда высшие иерархи государства и церкви организовывают всенародные поклонения шкатулкам с неизвестно чем, это и есть идолопоклонство. Но если православие обладает неким настоящим ПРАВИЛЬНЫМ поклонением Богу, то почему об этом никто не знает?

    Я могу лишь разъяснить свою позицию. Понять же, а тем более принять ее за кого-либо, я не в силах, так же как и он за меня. Сказано: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Всякий поступай по удостоверению своего ума» (К Римлянам 14:1-5). «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1-е Коринфянам 11:16). Посему и не вижу смысла в подобного рода дискуссиях. «Ничто так не угашает дух, как многословие»,

    Мир вам и благодать брат Роман. Вы правы. Многословие угашает дух. Однако «В начале было Слово, и всё чрез Него начало быть, что начало быть…» Спасение мы обретаем через слово. Познание истины мы обретаем через слово. «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично». Прит.25:11.

    Вы можете прокомментировать статью, или задать вопрос.

Марина Чижова

Почему православные молятся перед святыми иконами?

Сегодня ни один православный храм или дом невозможно представить себе без святых икон. Вместе с тем, очень часто можно услышать всевозможные нападки и обвинения в идолопоклонстве со стороны сектантов, приверженцев других религий. К сожалению, иногда даже среди единоверцев не все способны доступно объяснить главные причины и основания для иконопочитания в православии. В этой статье мы постараемся восполнить этот пробел.

Почему в православии принято иконопочитание?

Самым популярным аргументом, который протестанты пытаются употреблять, отрицая почитание икон, является вырванная из Библии цитата: Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). «Как можно изображать Бога, если он невидим?» ― возмущаются они. Но традиционно для своей веры поступают хитро и немудро. Потому что человек, хорошо знающий Священное Писание, сразу же ответит, что далее за этой цитатой в Евангелии от Иоанна содержатся следующие слова: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1:18).

Это и есть главный аргумент в защиту иконопочитания в православии. Святые иконы появились после пришествия в мир Бога Сына во плоти. Бог воплотился, стал видим через Своего Сына, и теперь ничего не мешает делать Его изображения. Так писал преподобный Иоанн Дамаскин:

В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога.

Сегодня иконопочитание является догматом (утвержденной истиной) православной Церкви, однако не всегда было так. В начале VIII века император Лев III инициировал преследование священных образов, запретил поклонение им, для чего иконы помещались так высоко, чтобы люди не могли их достать.

Все это вылилось в иконоборческую ересь, в связи с которой в 787 году в Никее был организован Седьмой Вселенский Собор . Именно на нем и был принят догмат, который фактически «легализировал» почитание икон, объясняя, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.

Чем икона отличается от простого изображения?

Чем же святой образ отличается от любого другого изображения? Причины почитания икон невозможно понять без этого объяснения. Очевидно, что не только предметом изображения, хотя и им тоже. Освященный образ не может быть, как картина, лишь источником эстетического, чувственного переживания. Поэтому главное назначение любого священного изображения — молитва перед ним, а не украшение храма или дома.

Иконописный образ направляет ум и сердце человека к духовному созерцанию, отсылает к миру невидимому, надчувственному. В основе такого изображения всегда лежит символ, связывающий внешний мир с духовным, невидимым. Святые иконы обладают благодатной силой, исходящей от того, кто на них изображен. Поэтому люди, когда молятся, покланяются не самому материалу, доске и краскам, как это любят говорить, но тем, кто изображен на них.

Зачем молиться перед образом?

Может, однако, возникнуть вопрос: разве, чтобы помолиться, обязательно нужны святые иконы? Без них никак нельзя? Конечно же, нет. Господь видит и слышит нас на всяком месте, независимо от того, будем ли мы молиться перед образом или без него. Но тем не менее, во втором случае существует опасность, что у нас может возникнуть свое субъективное, искаженное представление о Личности Бога или святого.

Воображение человека устроено таким образом, что оно требует существования некоторых видимых форм, представлений. И здесь кроется большая опасность, если мы станем представлять что-то «свое». Очень легко из-за этого можно впасть в духовную прелесть.

Святые иконы, написанные в соответствии с канонами и, как правило, людьми с более очищенным от страстей сердцем, способны оградить человека от подобной ошибки. Одним словом, если вы собрались помолиться не перед святым образом, то главное — не пытаться перед собой ничего представлять.

Когда появились самые первые иконописные изображения?

Несмотря на то, что рождение иконописи стало возможно, как мы сказали, в связи с событием Боговоплощения, в ветхозаветные времена тоже встречались изображения бесплотных сил. Так, хорошо известно, что Ковчег Завета был украшен фигурами херувимов.

Собственно самым первым иконописным ликом принято считать образ, который получил название «Спас Нерукотворный» и был сделан еще при жизни Христа, когда святые иконы еще не писали. История лика такова. Некий царь Авгарь, правивший Едессой, заболел страшной болезнью, черной проказой, от которой невозможно было исцелиться.

Он был наслышан о чудесах, которые совершал Спаситель, и отправил к Нему своего художника, чтобы тот сделал портрет с Иисуса Христа, так как сам попасть к Нему царь не мог. Авгарь верил, что это поможет ему исцелиться. Как ни старался придворный художник, но не мог запечатлеть лика Спасителя.

Тогда Иисус, видя его желание, попросил принести воды, умыл лицо и вытер его платком, после чего протянул этот плат художнику. И случилось чудо: на ткани отобразился лик. Второе чудо произошло уже в Едессе, когда царь, приложившись к этому платку, исцелился. Это предание является еще одним основанием для почитания икон.

Мы знаем также, что первые изображения Богородицы принадлежать кисти апостола Луки и делались с Ее согласия. Сама Пресвятая Дева благословила написанные образы словами: Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет!

В раннехристианские времена, известные своими жестокими преследованиями верных, было распространено символическое изображение Спасителя. Его изображали в виде Пастыря Доброго с ягненком на руках, в виде агнца, но чаще всего в виде рыбы. Как известно, последнее слово на греческом звучит как «ихтис », и являются своеобразной аббревиатурой слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель ». Подобные изображения часто встречаются на стенах древних катакомб.

Такие символические начертания вряд ли напоминают нам святые иконы. Иконопись в собственном смысле рождается не раньше VI века. Первые такие изображения были выполнены в манере выжигания (энкаустики), свойственной еще античному, эллинистическому искусству.

Краска в этом случае замешивалась на основе разогретого воска. Самым известным святым образом Спасителя этого периода является лик, написанный на Синае с характерной для эллинизма ассиметрией. До сих пор это изображение вызывает много споров и дискуссий у исследователей.

Чудесные явления в защиту святых образов

Несомненно, почитание икон связано еще и с множеством чудес, которые совершаются по молитве перед образами. Существуют особо чтимые, чудотворные лики, часто из них истекает миро, происходят другие необъяснимые явления вещественного характера. Как будто сам мир невидимый, небесный свидетельствует в их защиту. О двух таких особенных случаях стоит упомянуть особо.

Золотая рука Богородицы

Когда в VIII веке Византию охватило иконоборчество, отвергавшее святые иконы, против этого выступил преподобный Иоанн Дамаскин. Он писал свои знаменитые «Слова» в их защиту. И поскольку Иоанн обладал удивительным даром слова, и к тому же занимал почетную должность при правителе столицы Сирии, его послания имели большую силу убедительности. За это святому вскоре и пришлось пострадать.

Хитростью оклеветанный византийским царем, Иоанн Дамаскин был жестоко наказан: его лишили кисти правой руки. Однако после молитвы перед иконой Пречистой Девы, его рука чудом приросла назад и написала еще много творений, защищавших почитание икон. За это чудесное исцеление преподобный одарил священное изображение вылитой золотой рукой, по которой мы сегодня и узнаем образ «Троеручица».

Раненый лик Пречистой

Другое событие произошло приблизительно в то же время в Никее. Тогда разъяренные иконоборцы пришли в дом к одной вдове и в гневе проткнули копьем хранившийся у нее старинный образ Богоматери. Однако были поражены тем, что из раны сразу же засочилась кровь, и уверовали. Позже женщина, спасая, пустила этот образ по морю, и он пришел в свое время на Афон. По названию обители икона получила наименование Иверской. По сей день она охраняет монастырь от множества неприятностей, являясь его «Вратарницей».

В каких религиях еще существуют святые иконы?

Из христианских конфессий иконописные изображения существуют еще у католиков. Правда, западные христиане отдают предпочтение более чувственным, живописным образам, а также витражам и мозаикам. Особенно же распространены в католицизме скульптурные изваяния святых. Протестанты иконописные образы вовсе не признают. Собственно, как и исламисты, и иудаисты.

Некое подобие святых образов есть в индуизме и тибетском буддизме. В последнем они носят свое название — танка. Впрочем, как в буддизме, так и в индуизме, ничего общего с православными иконами они, конечно же, не имеют.

Дополнить свои знания по теме вам поможет видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Ответ священника:

Дорогая Оксана! В своем вопросе, Вы затронули сразу несколько разных тем, являющихся предметом православно-протестантской полемики, поэтому, буду отвечать на них по порядку.


  1. «Почему люди в храме молятся иконам и святым, если в Библии говориться о том, что молиться нужно только единому Богу: не сотвори себе кумира и идола?».

Для более полного освящения сущности православного иконопочитания, разделим ответ на несколько пунктов:

А. Определение иконы и идола.

Б. Допускает ли Библия священные изображения?

В. Возможна ли молитва в присутствии иконы?

Г. Допустимо ли почитание икон?

Д. Принимает ли Бог, приносимое Ему через икону поклонение?

А. Что касается определения идола (ложного изображения) и его отличия от иконы (истинного священного изображения), апостол Павел пишет об идолах: «Идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4). То есть, идол – это образ, не имеющий первообраза. Например: есть статуя Артемиды Эфесской, Зевса и прочих языческих богов, но разве Артемида, или Зевс реально существуют в этом мире? – Конечно же, нет. Икона, в отличии от идола, это образ, имеющий свой Первообраз. К примеру: есть икона Иисуса Христа. Христос – это реальная Личность, как Сын Божий – Он со вечен Отцу и Духу. Как Человек, Он после Своего Воскресения, восшел на небеса и сидит одесную Отца (т. е. Его человеческая природа – прославлена). Есть икона Богоматери, и Сама Богоматерь как личность реально существует, находясь сейчас в царствии небесном. Так что, уже по определению, отождествлять икону и языческих идолов, не верно. Язычники в своих идолах чтят - бесов, православные в иконах – Бога и святых.

Б. Библия определённо допускает изображения духовной реальности. Бог, давший заповедь Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения…» (Исх. 20,4), тут же повелевает: «И сделай из золота двух херувимов…» (Исх.25,18), которые находились на крышке ковчега завета. И Бог обещал Моисею: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов , которые над ковчегом откровения» (Исх. 25,22). Те же херувимы были вышиты на завесе, отделявшей святое – святых от святилища, в скинии Моисеевой (Исх.26,1). В храме Соломона этих изображений было ещё больше: «И сделал (Соломон) в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей (3 Цар., 6,23). «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» (3 Цар. 6,29). Хотя вторая заповедь, действительно, до времени, запрещала изображать Бога – Творца, ибо Бог, в ветхозаветный период, не являлся еврейскому народу чувственно, потому и был не изобразим, но лишь говорил через пророков.

В. Праведники Ветхого Завета молились в присутствии священных изображений: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). Пророк Давид, как мы видим, позволял себе молиться в храме в присутствии изображений херувимов. Евангелие от Луки завершается такими словами: «И пребывали (апостолы ) всегда в храме , прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Лк. 24, 53). Значит, в храме и они – молились Богу, опять же, в присутствии священных изображений.

Г. Почитание вещественной святыни, в том числе и первых священных изображений имели место, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Возвращаясь, например, к 5 псалму, мы видим, что Давид покланялся храму. Если он поклонялся храму Божьему, то покланялся и священным изображениям, находившимся в храме. Также, пророк Давид «играл и плясал» перед ковчегом завета, при этом называя его «Господом», то есть, символической иконой Бога: «Пред Господом играть и плясать буду!» (2 Цар. 6, 21 – 22). За непочтительное прикосновение к ковчегу завета, Бог умертвил многих жителей Вефсамиса: «И поразил Он (Бог) жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек» (1 Цар. 4,5). Апостол Павел прибыл однажды в Иерусалимский храм для поклонения: «Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян. 24,11). При этом, поклонение он осуществлял в храме (Деян. 21,26).

Д. Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что Бог принимает поклонение, воздаваемое Ему через священные изображения. На каком основании? – На основании того, что в Иисусе Христе, Бог - стал Человеком. В нескольких посланиях апостола Павла, Иисус именуется «образом Бога невидимого» (2 Кор. 4,4; Кол. 1,15), Буквально «образ», в греческом тексте звучит как «икона». Принимает ли Бог Отец Себе поклонение, приносимое верующими через Иисуса Христа? – Да, принимает. Христиане поклоняются незримому Отцу через Воплощенного Сына. Значит, мы поклоняемся Первообразу через Его Образ. Это и есть основной принцип православного иконопочитания.

Ещё несколько дополнений к затронутой теме.

В Новом Завете нет прямых указаний на изготовление икон Христа? Но там нет и повелений записывать слова Христа, читать слова Христа. Заповедь: «Не делай себе кумира…», запрещавшая в эпоху Ветхого Завета изображения Божества, была упразднена самим фактом Боговоплощения: если «Бога не видел никто никогда», но «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил » (Ин.1,18), став иконой Отца, зримо явил Его характер, намерения, Любовь, то что нам мешает теперь, когда Бог стал Человеком, свидетельствовать об этом через иконы, изображающие Его пришествие во плоти? Пусть тогда и протестанты, обвиняющие православных в идолослужении, перестанут выпускать детские Библии с иллюстрациями Спасителя мира!

Протестантов соблазняет «поклонение иконам вместо Бога». Но, во-первых, мы, православные, иконам не поклоняемся, а почитаем их . Во- вторых, почитаем, не вместо Бога, но через иконы – Бога. По поводу первого тезиса, в Библии различаются два вида поклонения: Богопоклонение, обозначаемое термином «латр и а», и почитательное поклонение – «праск и несис». Первое – возможно лишь по отношению к Богу: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи (букв. латр и а) (Мф.4,10). Второе – по отношению к предметам, напоминающим о Боге: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь (праск и несис) святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). По поводу второго тезиса, святые Отцы 7 Вселенского собора сформулировали основной принцип иконопочитания: честь, воздаваемая образу (иконе) переходит на Первообраз. Этот принцип незыблемо действует и в обычной жизни: публичное сожжение фотографии президента, или государственного флага страны, будет расценено, как оскорбление, нанесённое самому президенту и государству, хотя сгорели лишь фотография и кусок материала, а не человек. В области же религиозной, мы, православные, в иконе чтим не вещество: дерево, краски, бумагу, а воздаём честь Личности, на ней изображённой. И умом, и сердцем от видимого образа, восходим к Первообразу.

В чем мы видим полезность икон?

1. Икона - напоминает о Боге. Она является позывом к молитве.

2. Икона - учит истинам веры через изображение, также, как Библия – через буквы.

3 .Икона - помогает сосредоточиться в молитве: от видимого образа вознести свой ум и сердце к Первообразу. Хотя, не возбраняется молиться и без икон.

4. Икона - возгревает любовь к Богу также, как фотография близкого нам человека по отношению к этому человеку.

5. Икона – является выражением христианской веры в Боговоплощение.

6. Наконец, иконопочитание – способ прославления Бога в изобразительном искусстве также, как мы делаем это в церковном пении, и прочем.

2 .«Почему люди вместо, молитв к Богу, обращаются к умершим людям?»

Здесь, как я понимаю, Вы имеете в виду церковную практику молитв к усопшим святым. Ответ – прост. Апостол Иаков в своем Соборном послании пишет: « Молитесь друг за друга , чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного » (Иак. 5,16) Сам Иисус Христос наставляет: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое , там Я посреди них» (Мф.18:20). Но молитва христиан друг за друга, по учению Православия, не ограничивается лишь членами земной Церкви. В это молитвенное общение включены и члены Церкви Небесной, или Торжествующей: святые. Откуда мы это знаем? – Из слов Христа: «Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (Мф.22, 32). «Бог, небесное и земное, соединил под главою Христом» (Ефес. 1,10). Значит, Спаситель – соединяет в Себе воедино земную и Небесную Церковь, и между их обитателями нет непроходимой пропасти, а святые, перешедшие в вечность – живы перед Богом. Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестает» (1 Кор 13,8), а значит, святым, достигшим спасения, не безразлична судьба их собратьев, живущих на земле, ибо они продолжают любить их. Наконец, из Откровения св. Иоанна Богослова, нам известно, что святые – представители Церкви Небесной, вместе с ангелами, молятся о живущих на земле: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога » (Откр. 8,3 – 4). В строгом понимании, мы, православные, молимся только Богу, но включаем в круг своих со - молитвенников к Нему, и святых. Протестанты делают то же, но круг их со - молитвенников почему-то ограничивается лишь живыми членами общины, хотя Бог, о силе молитвы праведных, говорит: «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму , дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42,7 – 8). Вот православные и просят почивших святых вместе с ними помолиться Богу. Грех ли это? Если да, то пусть и протестанты не просят своих единоверцев помолиться об их нуждах. Ведь такое прошение – уже молитва твари, помимо Творца! Если же, протестанты признают библейской практику молитв друг за друга, то пусть не обвиняют и православных в призывании на помощь почивших святых.

Для более подробного знакомства с этими вопросами рекомендую к прочтению книгу диакона Андрея Кураева: «Протестантам о Православии» http://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/protestantam-o-pravoslavii/ , а так – же книгу священника Сергея Кобзыря: «Почему я не могу оставаться баптистом, и вообще протестантом»

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия