Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Страница 1 из 5

Список имен богов, героев и личностей Древней Греции и Рима

Справочник содержит практически все имена богов, мифологических персонажей, героев и исторических личностей Древней Греции и Древнего Рима.

А

АВГУСТ ОКТАВ ИАН (63 до Р. Х. - 14 н. э.) - внучатый племянник Юлия Цезаря, его официальный наследник, первый римский император (с 27), в правление которого произошло Рождество Спасителя. В 43 г. совместно с М. Антонием и Э. Лепидом составил второй триумвират. После разгрома флота М. Антония у мыса Акций (31) фактически стал единоличным правителем Римской империи, основателем системы принципата, соединившим в своем лице высшие жреческие, государственные и военные должности римского государства.

АГАМЕМНОН - в греческой мифологии царь Микен, сын Атрея и Аэропы, муж Клитемнестры, брат спартанского царя Ме- нелая, предводитель ахейского войска в Троянской войне, убит женой.

АГЕСИЛАЙ (444-360) - спартанский царь (399-360), успешно воевал против персов и антиспартанской коалиции во время Коринфской войны, добился последнего максимального расцвета Лакедемона до его окончательного поражения от фиванцев в битве при Левктрах (371).

АГРИППА Марк Випсаний (64/63-12 до Р. Х.) - римский полководец и политический деятель, сподвижник Октавиана Августа, ряд военных побед которого на деле принадлежал А.: морские сражения при Милах и Навлохе (36), Акции (31), подавление восстания испанских племен (20-19). А. выполнял дипломатические поручения Августа, участвовал в перестройке Рима, автор некоторых сочинений.

АДОНИС - в греческой мифологии возлюбленный Афродиты, божество финикийско-сирийского происхождения. Особо почитался в эллинистическую эпоху как умирающее и воскресающее божество.

АДРАСТЕЯ («неотвратимая») - см. Немесида.

АДРИАН Публий Элий (76-138) - римский император (с 117) из династии Антонинов, усыновленный Траяном. Поощрял развитие греческой культуры на территории империи, хотя при нем происходит активная романизации большинства провинций. В области внешней политики А. перешел к оборонительной тактике, укреплял бюрократический аппарат, унифицировал пре- торское право, вел широкую строительную деятельность.

АИД (Гадес, Плутон, отожд. с римск. Орком) - в греческой мифологии бог подземного царства мертвых, сын Кроноса и Геи, брат Зевса.

АКАДЕМ - в греческой мифологии афинский герой, указавший Диоскурам, где была укрыта их сестра Елена, похищенная Тесеем. По преданию, Академ был похоронен в священной роще к северо-западу от Афин.

АЛАРИХ (ум. 410 н. э.) - вождь вестготов. При императоре Феодосии командовал отрядами наемников. В 398 г. опустошил Фракию и Грецию, затем вторгся в Паннонию и Италию. В 402 г. потерпел поражение от римских войск при Полленции и Вероне, затем занял Иллирию, откуда начал наступление на Рим, который трижды осаждал и наконец взял 24 августа 410 г.

АЛЕКСАНДР - имя македонских царей: 1) А. III Македонский (356-323) - царь Македонии (с 336), сын Филиппа II, блестящий полководец, дипломат и политик, организовал поход на Восток против персидского царя Дария III (334-323), в результате которого возникла огромная держава, объединившая греческий и восточный мир, положившая начало эпохе эллинизма (III-I вв.); 2) А. IV (323-310) - царь Македонии, сын Александра Македонского, реально царские полномочия не получил. Был убит вместе со своей матерью Роксаной во время войн диадохов.

АЛЕКСИД (в. до Р. Х.) - наиболее значительный греческий комедиограф периода Поздней классики, автор более 200 произведений.

АЛКЕСТИДА - в греческой мифологии жена легендарного царя Фер Адмета, добровольно отдавшая свою жизнь ради спасения супруга. Геракл, восхищенный подвигом Алкестиды, вырвал ее из рук бога смерти Таната и вернул мужу.

АЛКИВИАД (ок. 450 - ок. 404) - афинский политический деятель и военачальник, воспитанник Перикла, ученик Сократа. Фактический организатор сицилийской экспедиции (415-413) в годы Пелопоннесской войны. Часто менял свою политическую ориентацию, переходил на сторону Спарты. Погиб в изгнании.

АМАЗОНКИ - в древнегреческой мифологии воинственные женщины, жившие по берегам Меотиды (Азовского моря) или же по берегам р. Термодонт. А. постоянно упражнялись в военном искусстве и для удобства стрельбы из лука выжигали себе правую грудь.

АМВРОСИЙ Аврелий Медиоланский (Миланский) (ок. 337-397) - святитель, богослов, автор экзегетических и догматических сочинений, епископ г. Медиолана родом из Тревизы (Италия). Получил риторическое и юридическое образование, был наместником областей Лигурии и Эмилии с резиденцией в Медиолане (ок. 370), где был посвящен во епископы (374), боролся с язычеством, оказал значительное влияние на церковную и политическую жизнь своего времени. Память 7/20 декабря.

АМФИТРИТА - в греческой мифологии персонифицированное море, супруга бога морского пространства Посейдона.

АНАКСАГОР (ок. 500-428) - греческий философ из Клазо- мен (Малая Азия), утверждавший, что материя вечна.

АНАНКА (Ананке, отожд. с римск. Нецесситатой) - в греческой мифологии богиня неизбежности, смерти, дочь Афродиты, мать богинь судьбы мойр.

АНАХАРСИС (VI в. до Р. Х.) - один из наиболее известных в греческом мире скифов царского рода, друг афинского законодателя Солона. Много путешествовал по Греции, изучая местные обычаи и порядки. Возвратившись на родину, попытался ввести новшества у скифов, за что был убит соплеменниками. По античной традиции, один из семи мудрецов древности.

АНДРОГЕЙ - в греческой мифологии сын критского царя Миноса. Андрогей одержал победу на Панафинейских играх, чем навлек на себя зависть афинского царя Эгея, который, желая погубить А., отправил его на охоту за марафонским быком, растерзавшим юношу.

АНИТ (кон. V в. до Р. Х.) - богатый афинянин, видный политический деятель, участвовавший в свержении «тирании тридцати», главный обвинитель на процессе против Сократа.

АНК Марций (втор. пол. VII в. до Р. Х.) - римский царь, внук Нумы Помпилия, произвел культовые нововведения, заложил порт Остию, считался основателем плебейского рода Марциев.

АНТЕЙ - в греческой мифологии великан, сын Посейдона и Геи, был неуязвим до тех пор, пока прикасался к матери-земле. Геракл одолел Антея, оторвав от земли и задушив в воздухе.

АНТИОПА - в греческой мифологии: 1) дочь фиванского царя Никтея, одна из возлюбленных Зевса, мать Амфиона и Зе- та; 2) Амазонка, дочь Ареса, захваченная в плен Тесеем и родившая ему сына Ипполита.

АНТИОХ - имя сирийских эллинистических царей из династии Селевкидов: 1) А. III Великий (242-187) - сирийский царь (223-187), известный своей агрессивной политикой, воевал с Египтом, захватил Мидию и Бактрию (212-205), Палестину (203), расширил свою державу до пределов Индии, вел так называемую Сирийскую войну с римлянами (192-188), но потерпел окончательное поражение в битве при Магнесии (190). Убит своими приближенными; 2) Антиох XIII Филадельф (пер. пол. - сер. I до Р. Х.) - последний царь из рода Селевкидов, в 69 г. до Р. Х. был признан Лукуллом сирийским царем, но в 64 г. до Р. Х. был лишен трона Помпеем, превратившим Сирию в римскую провинцию. Впоследствии казнен.

АНТИПАТР (ум. 319 до Р. Х.) - македонский полководец при Филиппе II и Александре. Во время Восточного похода был наместником Македонии. При А. погиб оратор Демосфен.

АНТИСФЕН (ок. 444-366) - греческий философ, ученик Сократа, основатель школы киников. Утверждал, что абсолютным благом является физический труд и честная бедность.

АНТОНИЙ Марк (82 -30 до Р. Х.) - римский политический и государственный деятель, полководец, сторонник Юлия Цезаря, супруг Клеопатры VII, консул 44 г., участник второго триумвирата совместно с Октавианом и Э. Лепидом (43), позднее один из главных соперников Октавиана в гражданских войнах 30-х гг. В 31 г. разгромлен Октавианом у мыса Акций, покончил жизнь самоубийством.

АНТОНИН Пий («Благочестивый») (86-161) - римский император (с 138), основатель династии Антонинов, приемный сын Адриана, продолжил его политику, связанную с сохранением и упрочением достигнутых границ. Позднее почитался римлянами как образцовый правитель.

АНФИМ (ум. 302/303 н. э.) - священномученик, епископ Никомедийский, был, как и многие христиане, обвинен в поджоге Никомедийского дворца, во время гонений скрывался для управления паствой и писал послания, однако был обнаружен и претерпел мученическую кончину. Память 3/16 сентября.

АНХИЗ - в греческой и римской мифологиях отец Энея, возлюбленный Афродиты. В ночь падения Трои был вынесен Энеем на плечах из горящего города, скончался во время пути в Аркадии у горы Анхизия (по другой версии, в Южной Италии или на Сицилии).

АПОЛЛОН (Феб) - в греческой и римской мифологии бог солнца, света и гармонии, покровитель искусств, противоположность Диониса, сын Зевса и Лето, брат Артемиды, почитался как покровитель путешественников, мореплавателей и как целитель. С другой стороны, с Аполлоном увязывались и темные стихийные силы, несущие болезнь и смерть.

АПОЛЛОНИЙ (ум. 90-е гг. I в. н. э.) - греческий философ, выходец из состоятельной семьи г. Тианы (Малая Азия), получил обширное образование, много странствовал, проповедовал неопифагорейскую религиозную мистику, был близок ко двору императоров, возможно, оказался причастен к заговору против Домициана, в связи с чем был казнен. При жизни почитался язычниками как чудотворец и мудрец.

АРАТ (ок. 310-245) - греческий писатель родом из города Солы (Киликия). Жил в Афинах и при дворах царей в Македонии и Сирии. Его перу принадлежит астрономическая поэма «Феномены» в 1154 гекзаметрах, написанная в духе стоической философии. В эпоху средних веков это произведение служило учеб ным посо би ем по астро но мии.

АРАХНА - в греческой мифологии лидийская девушка, искусная ткачиха, дерзнувшая вызвать Афину на состязание в искусстве ткачества, была побеждена и превращена в паука.

АРЕС (Арей, отожд. с римск. Марсом) - в греческой мифологии бог несправедливой и вероломной войны, а также бури и непогоды, сын Зевса и Геры.

АРИАДНА - в греческой мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка бога солнца Гелиоса. Влюбленная в Тесея, дала ему клубок нитей, по которому герой нашел выход из лабиринта, бежала вместе с Тесеем с Крита и была им позднее брошена или похищена Дионисом.

АРИОВИСТ (I в. до Р. Х.) - германский вождь, приглашен кельтской знатью в Галлию как правитель, но позднее приобрел самостоятельное значение. В 59 г. был признан Цезарем «другом римского народа», а в 58 г. изгнан им из Галлии.

АРИСТИД (ум. ок. 468доР.Х.) -афинскийполитическийдея- тель, содействовал Клисфену в проведении его реформ, был один из стратегов в Марафонском сражении (490) и битве при Платеях (480). Прославился своей справедливостью и неподкупностью.

АРКАДИЙ Флавий (377-408) - первый правитель Восточной Римской империи (с 395), сын Феодосия IВеликого, его соправитель с 383 г., находился под влиянием собственного окружения и супруги Евдоксии, вел оборонительные войны с германцами, организовал гонения на язычников и еретиков.

АРМИНИЙ (ок. 16 до Р. Х. - 21 н. э.) - потомок королевского германского рода, служил в римских войсках, заманил в ловушку и разгромил легионы Квинтилия Вара в Тевтобургском лесу (9 н. э.). А. возглавлял восстание против римлян в Германии, погиб в результате распрей среди руководства восставших.

АРРАДЕЙ (Филипп III) (ум. 317 до Р. Х.) - незаконный сын Филиппа Македонского, отличался слабоволием и слабоумием, был эпилептиком. Убит по приказу вдовы Филиппа Олимпиады.

АРТЕМИДА (отожд. с римск. Диана) - в греческой мифологии богиня охоты и живой природы, дочь Зевса и Лето, сестра- близнец Аполлона. Являлась символом девственной чистоты и иногда отождествлялась с Луной.

АСКЛЕПИЙ (отожд. с римск. Эскулапом) - в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона, ученик кентавра Хирона.

АСТИДАМАНТ (втор. пол. Vв. до Р. Х.) - афинский поэт из рода Эсхила, ученик Исократа. Был известен тем, что на поставленной ему в театре статуе написал себе хвалу.

АСТРЕЙ - в греческой мифологии сын титана Кроноса, супруг богини утренней зари Эос, отец четырех ветров.

АСТРЕЯ (часто отождествлялась с богиней правды и справедливости Дике) - в греческой мифологии богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды, сестра Стыдливости, жившая среди людей во времена «золотого века». Из-за испорченности людских нравов «золотой век» кончился, и А. покинула Землю, превратившись в созвездие Девы.

АТЛАНТ (отожд. с римск. Атласом) - в греческой мифологии титан, брат Прометея, державший на своих плечах небосвод.

АТТАЛ Приск (ум. после 410 н. э.) - префект Рима, который по требованию вождя вестготов Алариха был провозглашен императором (409). Вскоре Аларих поссорился с А. и лишил его императорского титула, после чего захватил Рим (410).

АТТИЛА (ум. 453 н. э.) - вождь гуннских и союзных с ними племен (434-445 - вместе с братом Бледой, с 445, после убийства Бледы, правил единолично), объединил под своей властью племена варваров: гуннов, остготов, аланов и др., в 447 г. опустошил Фракию и Иллирию, в 451 г. вторгся в Галлию и потерпел поражение от римлян и их союзников в битве на Каталаунских полях, в 452 г. разорил Северную Италию.

АТТИС (отожд. с фригийск. Меном) - возлюбленный и жрец богини Кибелы, в эллинистическую эпоху почитался как умирающий и восстающий из мертвых бог.

АФАНАСИЙ (295-373) - святитель, один из самых знаменитых епископов Александрийских (с 328), богослов, апологет, получил классическое образование в Александрии, участник I Вселенского Собора в Никее (325), был непримиримым врагом арианства, за что пять раз изгонялся со своей кафедры. Память 2/15 мая.

АФИНА Паллада (отожд. с римск. Минервой) - в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны, покровительница наук, дочь Зевса и Метиды. Почиталась как дева, не имевшая мужа.

АФРОДИТА (отожд. с римск. Венерой) - в греческой мифологии богиня любви и красоты, дочь Зевса или Урана и океаниды Дионы.

АХИЛЛ (Ахиллес) - в греческой мифологии один из наиболее храбрых и непобедимых героев Троянской войны, сын Пелея и Фетиды. Почитался как неуязвимый во все части тела, кроме пяты, воин. Сражался на стороне ахейцев, был убит выстрелом из лука в пяту Парисом, которому помог Аполлон.

АЭЦИЙ Флавий (ок. 390-454) - военачальник при императоре Валентиниане III (с 425), один из последних защитников Западной империи, командовал римским и союзным войском в битве на Каталаунских полях (451). Предательски убит по приказу императора.

Б

БАРСИНА (втор. пол. IV в. до Р. Х.) - дочь персидского наместника Фригии, захваченная Александром Македонским после взятия Дамаска. Являлась фактической супругой Александра до его официального брака с Роксаной. Убита со своим сыном Гераклом во время войн диадохов.

БАХУС - см. Дионис.

БЕЛЛОНА - древнеримская богиня войны. В ее храме принимали одержавших победу полководцев и иностранных послов, здесь же происходил обряд объявления войны.

БРИАРЕЙ - в греческой мифологии сын Урана и Геи, один из титанов, чудовище с 50 головами и сотней рук, участник тита- номахии на стороне Зевса.

БРУТ («тупица») - прозвище членов плебейского римского рода: 1) Б. Децим Юний Альбин (I в. до Р. Х.) - претор 48 г., полководец Цезаря, участник заговора против него 44 г.; 2) Б. Луций Юний (VI в. до Р. Х.) - легендарный основатель Римской республики, участвовал в изгнании последнего римского царя Тарквиния Гордого (509), погиб в поединке с его сыном; 3) Б. Марк Юний (85-42 до Р. Х.) - римский государственный и политический деятель, сторонник Цицерона, возможно, незаконнорожденный сын Юлия Цезаря. С 46 г. наместник провинции Цизальпийская Галлия, с 44 г. претор, участвовал в заговоре против Цезаря. Покончил жизнь самоубийством после поражения в битве с сенатскими войсками при Филиппах (42).

БУСИРИС - в греческой мифологии царь Египта, сын Посейдона или Египта и Лисианассы. Приносил в жертву Зевсу всех чужестранцев, прибывавших в Египет. Убит Гераклом, направлявшимся в сад Гесперид.

ВАВИЛА (ум. 251 н. э.) - священномученик, епископ Антиохийский (238-251), претерпел мученическую кончину при императоре Деции. Память 4/17 сентября.

ВАКХ - см. Дионис.

ВАЛЕНТИНИАН III Флавий Плацид (419-451) - император Западной Римской империи (с 425), до 454 г. находился под влиянием полководца Аэция. При В. III происходил дальнейший распад Западной империи в результате нашествия варварских племен. Погиб от рук сторонников Аэция после убийства последне го.

ВАЛЕРИАН Публий Лициний (ок. 193 - после 260) - римский император (253-259), происходил из сенаторской фамилии, являлся военачальником в провинции Реция, был провозглашен императором своими войсками, организовал гонения на христиан (257-258), при В. кризис империи достиг высшей точки. Скончался в плену у персидского царя.

ВАР Квинтилий (ок. 46 до Р. Х. - 9 н. э.) - римский полководец, происходивший из патрицианской фамилии, консул 13 г. до Р. Х., затем наместник Сирии, подавил восстание евреев в 6-4 гг. до Р. Х., был главнокомандующим римскими войсками в Германии, потерпел от германцев тяжелое поражение в Тевтобургском лесу (9 н. э.) и покончил жизнь самоубийством.

ВЕНЕРА - см. Афродита.

ВЕСПАСИАН Тит Флавий (9-79) - римский император (с 69), основатель династии Флавиев, первый император несенатского происхождения, под его командованием началось подавление восстания в Иудее (66-73). В правление В. была проведена финансовая реформа, шли войны в Германии и Британии.

ВЕСТА - римское божество домашнего очага и огня. Наиболее древний религиозный культ в Риме долатинского происхождения. В храме Весты жрицами-весталками поддерживался вечный огонь.

ВИКТОРИЯ - см. Ника.

ВУЛКАН - см. Гефест.

Несомненно, всем нам с детства известно название планет нашей Солнечной системы, но вот все ли знают, что каждое из этих небесных тел названо в честь богов древних римлян? А между тем, Римская империя была одной из величайших цивилизаций древнего мира, и ее наследием теперь пользуются не только прямые потомки жителей империи, но и люди других национальностей. Культуру и религию можно назвать наиболее важными факторами, которые повлияли на развитие цивилизации, поэтому религия древнего Рима - это неотъемлемая часть величайшей империи.

Сравнивая религию древнего Рима с верованиями других античных держав, можно сделать вывод, что несмотря на присутствие некоторых общих черт, религия римлян имеет существенные отличия от культов, которых придерживались другие народы - , кельты, скифы, индийцы и др. Древние римляне - одна из немногих наций, в веровании которой практически нет признаков тотемизма, ведь граждане империи не считали никакое животное священным и не отождествляли своих богов с какими-либо представителями фауны. И даже легенда об основоположниках Рима - братьях Роме и Ремуле, найденных и вскормленных волчицей, является скорее не свидетельством тотемизма, а подтверждением того, что древние римляне придерживались взглядов, что природа должна служить человеку.

Становление религии древнего Рима

Первые римляне, которые жили еще до расцвета Римской империи, имели четко установленные религиозные традиции, однако их верование, известное также под названием "религия Нумы Помпилия" можно было назвать адаптированным к жизни земледельцев, ремесленников и животноводов. Древние предки современных итальянцев почитали бесконечное количество богов, каждый из которых отождествлял какое-либо явление природы - к примеру, земледельцы поклонялись божеству земли, божеству урожая, божеству деревьев и др. Практически каждое явление природы, а также представители флоры и фауны имели своих божеств, и римляне молились им, прося о покровительстве и помощи в каком либо деле. Любое происшествие римляне также объясняли божьей волей, поэтому неудивительно, что в этого народа было очень много обрядов, направленных на задабривание богов.

8. Необходимость просить совета в богов и молить их о милостыни в случае какого-то чрезвычайного происшествия или события

9. Большое количество гаданий, которые поощрялись религией и проводились жрецами

10. Жестокое наказание за отказ соблюдать религиозные традиции и присутствовать при проведении многочисленных религиозных обрядов.

Пантеон богов древних римлян

Несомненно, перечислить всех богов, которым поклонялись древние римляне, вряд ли является возможным, так как их количество исчисляется не одной сотней, и в разных провинциях империи население почитало разных божеств. Однако все же были боги, которые были одинаково почитаемые и в Риме, и в самых дальних провинциях империи. Следует особо выделить две основные триады богов - патрицианскую и плебейскую. Патрицианская триада богов - это верховные боги, которым поклонялась элита римского общества, этими богами были Юпитер (верховное божество, бог солнца и неба), Минерва (богиня разума и справедливости) и Юнона (богиня чувственности и любви). Простой же народ считали своими верховными богами Цицеру (богиню земли, материнства и плодородия), Либера (покровителя виноделия) и Либеру (покровительницу животворящих сил природы).

Римлян эволюционировали. Изначально существовала политеистическая религия - язычество. Римляне верили во многих богов.

Структура и главные понятия древнеримской религии

Как и любая другая политеистическая вера, римское язычество не имело четкой организации. По сути, это собрание большого количества древних культов. Древние отвечали за различные стороны человеческой жизни и природные стихии. В каждой семье почитали обряды - их проводил глава семьи. У богов просили помощи в домашних и личных делах.

Были обряды, которые проводились на уровне государства - их в разные времена проводили жрецы, консулы, диктаторы, преторы. У богов просили помощи в битвах, заступничества и способствования в бою с противником. Гаданиям и ритуалам отводилась большая роль в решении государственных вопросов.

Во времена правления появилось понятие «жрец». Это был представитель замкнутой касты. Жрецы имели огромное влияние на правителя, они обладали тайнами ритуалов и общения с богами. Во времена империи функцию понтифика стал выполнять император. Характерно, что и Рима были аналогичными по выполняемым функциям - они только носили разные названия.

Главные черты религии Рима

Важными характеристиками римских верований были:

  • большое влияние иностранных заимствований. Римляне часто контактировали с другими народами в ходе завоеваний. Особенно тесными были контакты с Грецией;
  • религия была тесно связана с политикой. Об этом можно судить, исходя из существования культа императорской власти;
  • характерно наделение божественными качествами таких понятий, как счастье, любовь, справедливость;
  • тесная связь мифа и верований - определяет, но не отличает римскую религию от других языческих систем;
  • огромное количество культов, обрядов. Они отличались масштабностью, но охватывали все стороны государственной и личной жизни;
  • римляне обожествляли даже такие мелочи, как возвращение из похода, первое слово младенца и многое другое.

Древнеримский пантеон

Богов римляне, как и греки, представляли человекоподобными. Верили в силы природы и духов. Главным божеством был Юпитер. Его стихией было небо, он был повелителем грома и молнии. В честь Юпитера проводили Великие игры, ему был посвящен храм на Капитолийском холме. Древние боги Рима опекались различными сторонами жизни человека: Венера - любовью, Юнона - брачными отношениями, Диана - охотой, Миневра - ремеслом, Веста - домашним очагом.

В римском пантеоне были боги-отцы - наиболее почитаемые из всех, и низшие божества. Верили также в духов, которые присутствовали во всем, что окружает человека. Исследователи считают, что поклонение духам присутствовало только на раннем этапе развития религии Рима. Изначально, главными богами считались Марс, Квирин и Юпитер. Во времена появления института жречества зародились родовые культы. Считалось, что каждому сословию и знатной семье покровительствует определенный бог. Появились культы у рода Клавдиев, Корнелиев и других представителей верхушки общества.

На государственном уровне отмечали Сатурналии - в честь земледелия. Устраивали грандиозные празднества, благодарили покровителя за урожай.

Социальная борьба в обществе привела к оформлению триады богов или «плебейской триады» - Церера, Либер и Либера. Римляне выделяли также небесных, хтонических и земных божеств. Существовала вера в демонов. Они делились на добрых и злых. К первой группе относились пенаты, лары и гении. Они хранили традиции дома, очаг и оберегали главу семьи. Злые демоны - лемуры и лавры мешали добрым и вредили человеку. Такие существа появлялись, если умершего захоронили, не соблюдая ритуалы.

Боги Древнего Рима, список которых включает более 50 различных существ, были объектами поклонения многие века - менялась лишь степень влияния каждого из них на сознание народа.

Во времена империи популяризируется богиня Рома - покровительница всего государства.

Каких богов позаимствовали римляне?

В результате частых контактов с другими народами, римляне начали включать в свою культуру чужие верования и обряды. Исследователи склоны думать, вся религия представляет собой комплекс заимствований. Главная причина этого - римляне с уважением относились к верованиям народа, который завоевывали. Существовал ритуал, который официально вводил чужестранное божество в пантеон Рима. Этот обряд именовался эвокатией.

Древние боги Рима появились в пантеоне в результате тесных культурных связей с покоренными народами и активного развития собственной культуры. Наиболее яркими заимствованиями являются Митра и Кибела.

Таблица «Боги Древнего Рима и греческие соответствия»:

Мифология Древнего Рима

Во всех языческих культурах мифы и религиозные верования тесно связаны между собой. Тематика римских мифов традиционна - основание города и государства, сотворение мира и рождение богов. Это один из наиболее интересных для изучения аспект культуры. Исследователи по мифологической системе могут отследить всю эволюцию верований римлян.

Традиционно легенды содержат множество описаний чудесных, сверхъестественных событий, в которые верили Из таких повествований можно выделить особенности политических взглядов народа, которые скрыты в фантастическом тексте.

В мифологии практически всех народов на первом месте стоит тема сотворения мира, космогония. Но не в этом случае. Здесь преимущественно описаны героические события, древние боги Рима, ритуалы и обряды, которые необходимо проводить.

Герои имели полубожественное происхождение. легендарные основатели Рима - Ромул и Рем - были детьми воинственного Марса и жрицы-весталки, а их великий предок Эней - сын прекрасной Афродиты и царя.

Боги Древнего Рима, список которых включает и заимствованных и местных божеств, насчитывает более 50 имен.

В древности римляне представляли богов в виде неких невидимых сил, которые сопровождают человека на всем протяжении жизни и даже после нее.

Боги Древнего Рима

Для систематизации знаний создадим список и описание богов Древнего Рима, являющимися главными.

За время более тесных взаимоотношений Рима с Грецией римские боги из необъяснимой субстанции приобрели человеческий образ.

Рис. 1. Римский бог Юпитер.

Является главным среди всех богов. Покровитель неба и грозы. Он охраняет мировой порядок, является высшим божеством. Его сопровождает орел, а в качестве оружия использует молнии.

Жена и сестра Юпитера. Являлась защитницей девушек, заботясь об их браках и сохранения невинности до вступления в него. У нее в руках непременно был скипетр, а голову покрывала золотая диадема.

Отец Ромула и Рема. Марс охранял поля, но потом трансформировался в бога войны. В его честь назван месяц март. Щит и копье - его постоянное оружие.

Бог посева и жатвы. Научил людей сельскому хозяйству, а также жизни в мире и согласии. В его честь устраивался праздник Сатурналий.

Бог виноделия и развлечений. В честь него римляне пели песни и устраивали представления.

Был богом с двумя головами, смотрящим одновременно вперед и назад. Он был богом любого начала или начинания. Храмы в его честь имели форму городских ворот. Их открывали в военное время и закрывали в мирное.

Меркурий

Был вестником богов. Людям он приносил сновидения и вел умерших в царство мертвых. Меркурий покровительствовал ворам и торговцам. В руках у него всегда имелся кошелек с деньгами и жезлом-кадуцей.

Богиня мудрости, покровительница всех римских городов. Она защитница поэтов, учителей, актеров и писателей. Ее оружием является щит, шлем и копье. Возле нее непременно находятся змея или сова.

Аполлон был надзирателем за исполнением воли Юпитера. Ослушников он поражал стрелами или болезнями, а другим даровал различные блага. Также он является богом предсказаний и творчества. Изображался с луком в руках и колчаном стрел за спиной или в виде певца, держащего лиру.

Это бог водного мира. Он управляет штормами и посылает штиль. Его ярость не знает границ. Его оружием является трезубец.

Он является богом подземного мира и обладателем огромных подземных богатств.

Являлся богом кузнечного дела и огня. Охранял людей от пожара и был покровителем кузнецов. Обитал в глубине сицилийского вулкана Этна.

Богиня красоты. Покровительница супругов и необыкновенно прекрасная женщина. Считалась далеким предком Юлия Цезаря

Купидон (Амур)

Юноша, заведующий делами любви. Своим луком со стрелами он поражал души одиноких людей, разжигая в них любовь друг к другу. Также способен и убить любовь между мужчиной и женщиной.

Отвечала за земледелие и урожайность хлеба. Изображалась со снопом хлебных колосьев в руке.

Виктория

Богиня победы у римлян.

Богиня домашнего очага и пламени внутри него. У Весты были свои служительницы в храме - весталки. Они поклонялись только ей и хранили невинность на протяжении всей жизни.

Покровительница леса и его обитателей. Она охотница и помощница беременным во время родов. Защитница плебеев и рабов. Ее оружие - лук, а сопровождает ее лань.

По поверьям римлян, Квирин - это Ромул, основатель города Рим. После смерти он переродился, получив божественное начало.

Боги на все случаи жизни. Кроме великих богов, у римлян было огромное количество более мелких, каждый из которых покровительствовал одному какому-нибудь делу. Этих божеств насчитывалось так много, что римляне даже не знали точно, кому молиться в том или ином случае. Поэтому часто житель Рима начинал молитву с таких слов: «Бог ты или богиня, этим или каким-нибудь другим именем следует тебя называть...» Если бы потребовалось записать имена богов и богинь, список составил бы целую книгу! Ведь даже ребенку, только что родившемуся, покровительствовали несколько десятков богов! Один давал ребенку жизнь, другой учил его видеть свет, третий — чувствовать; бог Вагитан помогал ребенку издать первый крик; были богини, учившие ребенка сосать молоко, есть и пить, ходить вперед и назад, выходить из дома и возвращаться обратно. Держаться ребенку на ногах помогали сразу три бога: Статин, Статина и Статилин!

Гений

Гении. А еще каждый римлянин имел своего особого, личного бога. Он назывался гением и сопровождал человека от колыбельки до могилы, побуждая ко всему, что человек совершал на своем жизненном пути. Иногда считали, что человек имеет двух гениев, доброго и злого, первый побуждает его к хорошим поступкам, а второй — к дурным. Как думали римляне, гений наблюдал за человеком, помогал ему в жизни, насколько умел, а в тяжелую минуту было полезно обращаться к нему, как к ближайшему заступнику. Поэтому римляне приносили гению дары в день своего рождения и отмечали жертвоприношениями все важные события своей жизни. После смерти человека его гений оставался на земле и пребывал рядом с могилой.

У женщин подобное божество называлось юноной, как и главная покровительница женщин на небе. Если гении были воплощением мужской силы, то юноны являлись воплощением женственности.

Пенаты и лары. Были свои боги и в каждой римской семье, в каждом доме. Добрых домашних богов, охранявших единство и благополучие, римляне называли пенатами. Им приносили жертвы при каждом радостном событии в семье, а изображения этих богов помещались в закрытом шкафчике рядом с очагом, у которого собирались все домочадцы.


Лар

Хранителями жилища были лары, добрые духи, никогда не покидавшие дом (этим они отличались от пенатов, которых можно было взять с собой при переселении в другое место). Изображения ларов также хранились в особом шкафчике, который назывался ларарий. В дни рождения членов семьи перед ним ставили пищу и питье, его украшали цветами. Когда мальчик первый раз надевал мужскую одежду, он приносил в жертву ларам медальон, предохранявший его от действия злых сил, который он носил в детстве на шее. Ларам приносила также жертву молодая жена, входя первый раз в дом мужа. Римляне очень почитали ларов, которые не только берегли дом, но и охраняли каждого члена семьи во время путешествий и военных походов.

Последний путь. Что будет с человеком после смерти римлян интересовало не очень. Они долго не боялись смерти и не задумывались о ней. Когда человек умирал, его душа попадала в мир Орка, повелителя подземного мира (иногда его называли греческим именем Плутон). Похороны были в ведении богини Либитины, чьи жрецы занимались погребальными обрядами.

Покойников обычно сжигали, а затем урну с прахом помещали в фамильную гробницу. К месту погребального костра тело сопровождали друзья, родственники, и предки. Дело в том, что в доме каждого знатного римлянина хранились восковые бюсты или маски предков. В день похорон их доставали и несли вслед за умершим до самого костра. После совершения погребальных обрядов долг был выполнен, и затем умерших поминали раз в год, в Паренталии — годовщину смерти, украшая их могилы и принося жертвы богам.

Маны. Души людей после смерти делались манами — духами предков. Маны были добрыми покровителями людей, а чтобы они не сменили свою милость на гнев трижды в году справляли посвященный им праздник Фералии. В эти дни открывали находящуюся на Палатине глубокую яму, закрытую камнем, которая называлась мундус и считалась входом в подземный мир. Считалось, что через нее на землю выходят тени умерших и собирают жертвы, оставленные на их могилах.


Римлянин с
бюстами своих
предков

Римляне считали, что манам достаточно и небольших подношений — черепков, увитых веночками, горсточки зерна, крупинки соли, лепестков фиалок, кусочка хлеба, смоченного в вине. Ведь эти божества не жадны, и им дорог почет, а не стоимость подношения. Но уж если потомки забывали почтить предков, маны гневались не на шутку. Как-то в суматохе войн такое случилось — и вот по улицам города стонали и плакали поднявшиеся из могил предки, а по всем дорогам, наводя ужас на путников, завывали толпы бесплотных теней. И все это длилось до тех пор, пока жертвы не были, наконец, принесены.

Лемуры. Кроме добрых манов существовали и злые мертвецы — духи людей, при жизни совершивших какое-нибудь преступление. Их называли лемурами или ларвами и изображали в виде скелетов. Они бродят по земле ночью и всячески вредят людям, но особенно опасны в Лемурии — ночи на 9, 11 и 13 мая. В эти зловещие дни были закрыты все храмы, не начинали никаких дел, не справляли свадьбы. В каждом доме его хозяин в полночь совершал древние магические обряды, чтобы обезопасить себя и своих близких. Он должен был босиком, сделав пальцами знак, оберегающий от встречи с тенью, омыть руки проточной водой, а потом девять раз бросить за спину черные бобы, повторяя: «Я бросаю эти бобы, чтобы уберечь ими от вас себя и своих!» После этого он девять раз ударял в медный таз, призывая призраки удалиться восвояси. Совершение этого обряда, как считали римляне, гарантирует полную безопасность.


Римское жертвоприношение

Как римляне относились к богам. Итак, мы познакомились с некоторыми римскими богами. Не может не поразить то, насколько представления о них отличаются от греческих мифов! В греческих мифах люди встречаются с богами, беседуют с ними, смотрят им в лицо. Римляне считали, что такое невозможно. Ни один простой смертный человек не может и не должен видеть божество. Поэтому, когда римлянин молился, он закрывал лицо одеждой, чтобы случайно не увидеть бога, к которому обращался. Лишь некоторые римляне удостоились чести общаться с божеством. Это были те, от кого пошел римский народ и кем было создано римское государство: Эней, Рея Сильвия, Ромул, Нума Помпилий.

Такого почитания богов у греков не было, как не было и слова, его обозначающего — религия. Конечно, римляне в этом смысле стоят выше греков и их боги лишены тех пороков, которые свойственны греческим богам. Вместе с тем, римляне не были бы римлянами, народом религиозным, героическим, но очень практичным и расчетливым, если бы все ограничивалось этим почитанием. Конечно нет! У них не было того немножко наивного, полудетского восхищения богами. Все здесь строилось на трезвом расчете — ведь основой отношения к божеству были слова «до, ут дэс» — «я даю, чтобы ты дал»! Не из чувства преклонения и восхищения приносили римляне свои жертвы богам, а добиваясь у них чего-то. Более того, они считали, что любого чужого бога можно переманить в Рим, пообещав ему большие жертвы, и бывало так, что римские полководцы перед стенами осажденных городов совершали обряд, называвшийся эвокация, переманивая чужих богов щедрыми посулами. Так что если грекам не хватало религиозного благоговения по отношению к богам, то римлянам в этих отношениях явно не хватало греческой теплоты и любви.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия